Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Путь от СЭД к ECM в России: актуальный опыт

Документооборот

Рынок СЭД в текущем году отмечает 20-летие. Его рост, по разным оценкам, составляет от 7 до 16% в год. По всем признакам уровень развития документооборота в России постепенно догоняет западный, хотя и имеет ряд ярких особенностей. Например, в отечественной практике до сих пор понятия СЭД и ECM могут использоваться как синонимы, но большинство вендоров и заказчиков уже четко осознает, что электронные документы – это лишь небольшая часть корпоративного контента. Участники конференции CNews Analytics и CNews Conferences «ECM 2014: мировые тренды в России», которая прошла 8 апреля 2014 г., обсудили, как в стране развивается данное направление, какие решения доступны сегодня на рынке, а также поделились опытом внедрения и использования СЭД/ECM-решений на росийских предприятих и в госструктурах.

Василий Бабинцев: Работа с данными более 70% сотрудников не автоматизирована

Василий Бабинцев, директора по маркетингу компании Directum, рассказал об изменении потребностей в сфере СЭД российских заказчиков за последние годы, развитии рыночных трендов и объяснил основные отличия отечественных разработок от западных.

CNews: Как изменились потребности российского рынка СЭД в последние годы?

Василий Бабинцев: В начале 2014 года мы посчитали потенциальную емкость рынка ECM в России, исходя из данных о рабочих местах офисного персонала в компаниях с числом сотрудников более 100 человек – эти условия уже требуют регламентированного взаимодействия с корпоративным контентом. В отечественных компаниях работа с данными более 70% сотрудников не автоматизирована. Раньше СЭД внедрялись для автоматизации работы делопроизводителей, но в последние 3–5 лет заказчики увидели более широкий спектр решаемых задач. Соответственно, вендоры расширяют функционал продуктов, чтобы не только закрывать узкие задачи, но и предлагать инструмент автоматизации всех бизнес-процессов, завязанных на работе с корпоративной информацией.

Отсюда такие тенденции и потребности, как обеспечение мобильного доступа, разработка и усовершенствование веб- и тонких клиентов, консьюмеризация, создание отдельных ECM-приложений, появление SaaS-решений. Все это выходит за рамки ЭДО и даже ECM – мы называем это направлением Extra ECM и реализуем в стратегии Directum.

Влияние на рынок также оказало государство. Законодательные инициативы (№229-ФЗ, №210-ФЗ, № 63-ФЗ и т.п.) подтолкнули к развитию межкорпоративный учетный документооборот и автоматизацию работы органов власти. Активно ведется построение электронного правительства как в рамках отдельных регионов, так и страны в целом за счет систем межведомственного электронного взаимодействия и систем исполнения регламентов. Государство стало за последние 2–3 года самым крупным заказчиком на рынке ECM.

CNews: В чем, на ваш взгляд, основные отличия российских разработок от решений, предлагаемых иностранными вендорами?

Василий Бабинцев: Во-первых, российские разработки лучше соответствуют реалиям отечественного бизнеса. Существуют отраслевые наработки, включающие в себя готовые схемы и решения, требующие минимальных затрат на этапе внедрения. Среди таких наработок решения для нефтегазовой отрасли и энергетики, для распределенных холдингов, для банков и страховых компаний. Также ведущие российские ECM-вендоры предлагают государственным органам готовые ИТ-решения, закрывающие потребности в построении межведомственного взаимодействия, автоматизации предоставления услуг гражданам.

Во-вторых, отечественные разработки не требуют локализации и их легче внедрять и модифицировать ввиду наличия команд внедрения.

В-третьих, отечественные предложения на ECM-рынке отличаются всеобъемлющим подходом к автоматизации. Российские системы позиционируются как решение большинства насущных вопросов: от обеспечения работы делопроизводителей до автоматизации HR-службы. То есть на базе одной платформы предлагается решать как классические СЭД-задачи, так и вопросы, не имеющие непосредственного отношения к управлению документами.

Западные разработчики систем управления корпоративной информацией специализируются на создании узких, но заточенных решений. Например, таких, которые позволяют исключительно согласовывать и оплачивать инвойсы, они не рассчитаны на расширение функционала. В Россию приходят крупные игроки: EMC, FileNet, OpenText.

CNews: Как развиваются такие тренды, как мобильность, облака и социальность в России и на Западе?

Василий Бабинцев: Наличие мобильных приложений сегодня уже обязательно для российских ECM-продуктов. Вендоры продвигают эту идею, в некоторых случаях опережая реальный спрос; задача вендоров-лидеров заключается в том, чтобы обучать клиентов, показывать им новые горизонты. Наш опыт показывает, что после внедрения и освоения мобильных решений ими начинают пользоваться – аппетит приходит во время еды. На Западе тема BYOD уже не считается горячей, корпоративные продукты работают на мобильных устройствах.

Несмотря на плюсы SaaS-схемы для разворачивания корпоративной системы, отношение к облакам в России до сих пор остается настороженным. Спрос не сформирован, наблюдается он со стороны представительств западных компаний. В США при заказе сравнительно узких решений в области управления документами и процессами чаще склоняются к SaaS-решениям. Ожидаем, что тренд проявит себя в нашей стране, по крайней мере в центральных регионах, но в данном вопросе многое зависит от бизнес-культуры организаций, степени доверия, возможности и желания взять ответственность на себя со стороны исполнителей.

Социальность в российских ECM-системах сейчас не на первом месте. Она может рассматриваться как часть консьюмеризации, включающей в себя также геймификацию, облегчение обучения работе в системе, освежение интерфейсов, новые возможности поиска информации. На Западе крупные игроки, такие как IBM, уже предлагают свои решения в области Social Content Management, но вопросы ROI здесь остаются открытыми.

CNews: Какие решения вашей компании наиболее востребованы заказчиками крупного, среднего бизнеса и госсектора?

Василий Бабинцев: До сих пор есть крупные заказчики, для которых актуальны базовые задачи: построение электронного архива и согласование документов. Но большинство клиентов уже концентрируется на расширении функционала ECM-системы, внедрении прикладных бизнес-решений. Среди наиболее востребованных бизнес-решений Directum отмечу «Управление договорами», «Согласование счетов на оплату», «Финансовый архив», «Электронный архив документов дня для банков», «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот».

Для заказчиков из госсектора разработаны решения «Комплексная система предоставления государственных (муниципальных) услуг региона» и «Региональный портал государственных услуг и сервисов». Внедрение ECM-системы Directum в государственных органах направлено на построение безбумажного межведомственного взаимодействия, оказание качественных госуслуг, построение электронного правительства.