Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Что мешает электронному документообороту в России?

Бизнес Цифровизация Документооборот Инфраструктура Внедрения Законодательство

Рынок систем электронного документооборота демонстрировал готовность к переменам еще задолго до начала кризиса. Новые тренды появлялись в этом сегменте благодаря инновационности вендоров и готовности заказчиков к более широкому применению функциональных возможностей СЭД. Но некоторые мировые тенденции так и не смогли повлиять на наш рынок в силу законодательных барьеров. О том, как отразился кризис на динамике рынка СЭД, и каким образом эти системы могут способствовать снижению издержек и повышению эффективности бизнеса, шла речь в ходе круглого стола "Стимулы развития СЭД в России", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Павел Плешков: На рынке СЭД будут востребованы решения, окупающиеся в течение месяцев

На вопросы CNews ответил Павел Плешков, генеральный директор компании Prae.

CNews: Как, по вашим прогнозам, будет развиваться российский рынок СЭД в условиях кризиса?

Павел Плешков: Давать какие-либо прогнозы сейчас сложно. Посмотрите на рынок ERP-систем, которые позволяют вычислить ROI и содержат в себе готовые инструменты для сопоставления KPI, – большая часть потенциальных клиентов и не помышляет об инвестициях в технологии, а работает над реструктуризацией кредитов. Рассчитать же окупаемость СЭД – гораздо сложнее, и у первых лиц организаций весьма расплывчатое понимание о том, что эти системы им дадут. Поэтому, по моему мнению, рост рынка возобновится только после окончания рецессии. И я надеюсь, что этот период научит всех более тщательно и взвешено принимать решения об инвестициях.

CNews: Можно ли ожидать, что компании будут экономить на СЭД?

Павел Плешков: В современных условиях никому не нужны проекты внедрения СЭД, не связанных с ключевыми бизнес-процессами. В первую очередь интересны решения, окупающиеся в течение нескольких кварталов, если не месяцев, и решающие вполне конкретную, "осязаемую" задачу, сокращающие необходимость ручного труда и повышающие скорость бизнес-процессов.

CNews: Какие факторы и решения в текущей ситуации могут стать драйверами рынка?

Павел Плешков: Новым драйвером рынка станут бизнес-результаты, выражающиеся, например, в выработке на одного сотрудника и прибыльности операций. То есть когда вместо проектов внедрения СЭД появятся проекты автоматизации операций во фронт-офисах банков, ускорения процедур в страховых компаниях (уменьшение стоимости процесса урегулирования убытков), автоматизации ввода данных из платежных документов и/или товарных накладных и т.д., имеющие одну общую черту – окупаемость, которую легко посчитать. Если рассматривать класс решений ECM как совокупность систем, то наиболее заметный ROI – в сфере преобразования бумажных документов в электронные, в области автоматической классификации и извлечения данных (системы потокового ввода документов). Именно эти решения реально ускоряют процессы и позволяют экономить. СЭД в классическом понимании в таких проектах необходима лишь как репозиторий для отсканированных документов (когда кризис закончится, можно будет инвестировать в разработку маршрутизации создаваемых на базе скан-образов внутренних документов, но на первых порах можно обойтись тем, что есть). ROI процесса автоматической классификации и извлечения данных можно посчитать путем сокращения ручных операций (было 200 операторов, забивающих данные с листа, стало 20). ROI репозитория обычно считали как стоимость аренды помещения под бумаги и скорость поиска необходимых документов. Скорость поиска – это, конечно, здорово, только вот, как говорил кот Матроскин, "чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное". Другими словами, данные, по которым будем искать, надо сначала извлечь, а их чаще всего заполняют вручную.