Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Валерий Андронов: Правительство Республики Бурятия доведет e-госуслуги до поселений

Документооборот

Развернутая в органах исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия система оказания государственных услуг (СОГУ) на базе портальной СЭД EOS for SharePoint разработки компании "Электронные офисные системы" (ЭОС) будет масштабирована до уровня сельских поселений уже в текущем году. Председатель Комитета по информационным технологиям и документальной связи Валерий Андронов рассказал CNews о специфике работы СОГУ, практическом опыте интеграции со СМЭВ, работе госслужащих и других аспектах работы системы.

CNews: Для оказания госуслуг потребовалась докупка лицензий или установка дополнительных рабочих мест в системе EOS for SharePoint?

Валерий Андронов: Дело в том, что установленная у нас система электронного документооборота работает с открытыми сведениями, в то время как СОГУ — с персональными данными граждан – соответственно, уровень защиты двух систем разный. То есть потребовалась установка именно дополнительных рабочих мест, причем с физическим разносом от рабочих мест документооборота EOS for SharePoint для обеспечения должной защиты. Хотя и там, и там используется одно и то же решение компании "Электронные офисные системы" – EOS for SharePoint. Поэтому с точки зрения работы с системой государственных и муниципальных служащих она стала более комфортной и удобной. Таким образом мы получили знакомый для госслужащих интерфейс, к тому же оказание госуслуг, собственно, тоже представляет собой документооборот. Система полностью защищена, отвечает требованиям третьего класса безопасности, документооборот юридически значим.

CNews: Каким образом осуществлена интеграция СЭД и ЕПГУ для конечного пользователя?

Валерий Андронов: Все реализовано очень прозрачно. Сначала заявитель авторизуется на портале госуслуг, заполняет необходимые графы и прикрепляет требуемые файлы, после чего формируется заявка, которая через СМЭВ автоматически с помощью веб-сервисов передается непосредственно в СЭД соответствующего органа, ответственного за оказание услуги. Там она опять же автоматически регистрируется в картотеке документов (в соответствии с внутренними настройками СЭД, в нашем случае – в EOS for SharePoint), при этом в карточке заявки автоматически заполняются некоторые атрибуты, к примеру, "Вид услуги", "Группа документов", "Вид документа заявителя", "Место оказания услуги" и т. д. В карточке заявки также доступны присланные заявителем файлы. Далее с карточкой заявки работают уже непосредственные исполнители. Все эти этапы отражаются в изменении статуса заявки, автоматически транслируются обратно по СМЭВ на портал госуслуг с информированием заявителя по SMS или электронной почте.

CNews: Планируются ли действия по расширению СОГУ на муниципальном уровне и доведению ее до отдельных поселений?

Валерий Андронов: Как я уже отметил, в настоящее время в органах местного самоуправления муниципальных образованиях районного уровня установлено 48 рабочих мест, дополнительно в каждом поселении мы планируем установить в течение 2013 года 293 рабочих места СОГУ. Кроме того, в планах у нас разработка типового решения СОГУ для удаленных рабочих мест уровня поселений. Что касается муниципалитетов, то здесь также планируется установка дополнительных рабочих мест. Сейчас, как правило, по каждому муниципальному образованию мы устанавливает два рабочих места, но в дальнейшем их число будет увеличиваться. Дело в том, что федеральным органам власти мы предоставляем 29 типов сведений, из которых 20 предоставляют именно муниципальные образования. Поэтому количество установленных там рабочих мест мы будем в любом случае увеличивать – услуги разные и сведения по ним требуются тоже разные.

CNews: Вы упомянули разработку типового решения СОГУ уровня поселений. Что оно будет в себя включать?

Валерий Андронов: Это будет рабочее место с минимально необходимым функционалом для обеспечения возможности работы муниципального служащего при оказании госуслуг в электронном виде. Вы знаете, что принцип "одного окна" предполагает наличие некоего универсального оператора, который может не только проконсультировать гражданина, но и принять у него заявку на оказание сразу нескольких услуг.


Для конечного пользователя все организовано очень прозрачно. Заявку на услугу он по-прежнему подает через единый портал государственных услуг (ЕПГУ)

Соответственно, такой универсальный сотрудник должен быть, с одной стороны, обеспечен соответствующим инструментом, позволяющим ему работать с системой межведомственного электронного взаимодействия, с другой – должен оперативно получать консультации о порядке оказания той или иной услуги. Над этим мы и работаем.

CNews: Есть ли планы по подключению к системе оказания госуслуг "внешних" по отношению к системе РОИВ организаций?

Валерий Андронов: В настоящее время мы рассматриваем такую возможность. Вы знаете, что Указ Президента РФ № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" обязывает к 2015 году обеспечить предоставление государственных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания. Буквально сегодня проходило совещание с муниципальными образованиями, они уже высказывают такую потребность. Речь идет о том, чтобы на базе многофункциональных центров (МФЦ) создать возможность получения сведений от всех ресурсообеспечивающих организаций (энергетика, ЖКХ, управляющие компании и т. д.). Поэтому мы, конечно, будем рассматривать решение этого вопроса, сейчас для исполнения указа президента нельзя разделять задачи МФЦ и задачу создания единой технологической инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия. Плотно связанные между собой, они просто не могут существовать друг без друга. Поэтому одной из основных задач по развитию СОГУ на 2013 год будет именно ее развертывание на базе системы многофункциональных центров (уполномоченный МФЦ в г. Улан-Удэ и районные филиалы).

CNews: Каким образом происходит обучение новых сотрудников работе в СОГУ?

Валерий Андронов: Мы уже давно отработали эту процедуру: первоначальное обучение проводят представители компании-разработчика (ЭОС), готовятся методические пособия, в том числе и видеоформата.Кроме того, у нас разработан и функционирует специализированный сайт по работе с данной системой, где выкладываются все соответствующие материалы. Сама установленная СОГУ на базе EOS for SharePoint позволяет справочные материалы, новости, изменения нормативно-законодательной базы и т. д. выкладывать на главной странице системы. То есть каждый государственный и муниципальный служащий при работе в системе видит, на что ему необходимо обратить особое внимание.

CNews: Сколько запросов и сколько сведений вы уже передаете ФОИВ в электронном виде?

Валерий Андронов: Всего таких электронных запросов (адаптеров или веб-сервисов) к федеральным сведениям мы должны разработать 41 по 70 сведениям федеральных органов власти (ФОИВ). Уже разработаны и функционируют, позволяя делать эти запросы и получать данные, по 9 из 41 адаптеру – они же позволяют нам получать данные от ФОИВ по 22 видам сведений. Кроме того, в настоящее время в тестовой эксплуатации и разработке находятся еще 13 адаптеров к 23 федеральным сведениям. Работа эта продолжается, и в этом году она будет закончена. Предстоит в этом году разработать еще 20 адаптеров к 25 сведениям ФОИВ.

CNews: Почему данные по числу запросов (адаптеров) и предоставлению сведений разнятся?

Валерий Андронов: Мы сами являемся поставщиком информации для ФОИВ по 29 сведениям, включая муниципальные образования и региональные органы исполнительной власти. Это т. н. электронные сервисы регионального уровня, разработанного в интересах ФОИВ. Но существует и обратная необходимость – получение информации от самих федеральных органов для оказания электронных государственных и муниципальных услуг.


После формирования заявки на услугу на ЕПГУ заявка автоматически с помощью веб-сервисов передается по СМЭВ в ведомственную EOS for SharePoint, где автоматически регистрируется в картотеке документов

Для этого нам нужно от них 70 соответствующих сведений, а так как один адаптер может включать в себя несколько сведений, получается, что для этого нам необходимо лишь 41 адаптер.

CNews: А кто разрабатывает для вас эти адаптеры для СМЭВ?

Валерий Андронов: Эти веб-сервисы для нас разрабатывает компания "Электронные офисные системы", и она же осуществляет доработку этих электронных сервисов в соответствии с изменениями и рекомендациями Минкомсвязи. Время разработки каждого электронного сервиса отличается, что связано со сбором различного числа необходимых запросов. Соответственно, на более сложный запрос получается и более сложный ответ. К примеру, если у ФНС это ЕГРЮЛ/ЕГРИП, то у "Росреестра" это несколько сведений. Исходя из этого, требуется и разное время разработки этих сервисов: от недели до месяца.

CNews: Если у вас уже накоплена статистика, то к каким федеральным ведомствам получилось наибольшее число запросов?

Валерий Андронов: Да, такая статистика у нас уже имеется. Наиболее популярными оказались запросы к сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастру и картографии (Росреестр) – они составляют 54 – 55 % всех запросов. Далее идет Федеральная налоговая служба (15 %), а также Пенсионный фонд и Федеральная миграционная служба, у которых по 10 %, на прочие ведомства приходятся оставшиеся 12 %.

CNews: Валерий, как, по вашим ощущениям, государственные и муниципальные служащие отреагировали на запуск СОГУ в промышленную эксплуатацию, усложнилась ли их работа?

Валерий Андронов: Я не думаю, что их работа усложнилась, скорее даже наоборот, особенно в плане формирования и отправки запросов. Если до запуска СОГУ служащий должен был подготовить соответствующий запрос на бумаге, конвертировать его, отправить, получить ответ и произвести необходимые процедуры, то при работе с системой необходимо лишь оформить запрос в электронном виде, поэтому с точки зрения оформления на людей дополнительных функций не легло. Что касается работы в системе СОГУ на базе EOS for SharePoint, то необходимости заполнения соответствующих полей при формировании запросов – это уже вопрос привычки и освоения всего нового. Есть, конечно, некоторые нюансы, требующие дальнейшей работы, но мы будем их постепенно решать. К примеру, при запросе к Росреестру госслужащие должны каждый раз вводить свои личные данные (паспорт и т. д.), что, естественно, неудобно и требует дополнительного времени. Намного проще автоматизировать этот процесс, и мы работаем в этом и других направлениях.

Николай Новиков