Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

СЭД XXI века: что определяет развитие рынка?

Документооборот

Несмотря на нестабильную финансовую ситуацию, сложившуюся по всему миру, спрос на СЭД, как и в предыдущие годы, продолжает активно расти. Однако, безусловно, сам рынок стал другим. Как же изменились потребности клиентов? Какие тенденции главенствуют на рынке? Чего ожидать в ближайшем будущем?

Процессный подход. До недавнего времени под системами автоматизации документооборота понимались исключительно средства автоматизации архива и делопроизводства. Сейчас все большее внимание уделяется функциям управления процессами, в частности гибкости и мощности системы моделирования бизнес-процессов и связи Workflow подсистемы со средствами моделирования и поддержки корпоративных регламентов, средств реинжениринга бизнес процессов и имитационного моделирования. Также важной задачей является BPA (Business Process Analysis) и интеграция с подсистемой Business Process Performance. Можно предположить, что требования к таким функциям будут усиливаться, так как без них практически не возможна глубокая автоматизация реальных бизнес-процессов. Все более актуальной становится необходимость поддержки протокола описания бизнес процессов BPMN.

Высокая специализация типовых решений для вертикального рынка и богатые возможности средств настройки системы. Решения, реализуемые с помощью настроек типового решения, обеспечивают лишь "контурную автоматизацию" задач, возникающих в реальных бизнес-процессах. Данный уровень автоматизации вполне приемлем для небольших компаний, но недостаточен для крупных заказчиков со специфическими бизнес процессами. Для обеспечения продукту возможности внедрения в крупных компаниях необходимо наличие инструментария кастомизации или разработки законченных программных продуктов для отдельных заказчиков и распространение их на вертикальных рынках. Важным аспектом является удобство легкой доработки подобных решений на стадии внедрения. Средства настройки должны обеспечивать возможность быстрой специализации интерфейса пользователя, отчетов, процесса обработки и пр. В частности с применением механизмов ролевой и контекстной безопасности.

Ролевые (контекстные) механизмы безопасности. Данные механизмы, будучи пока практически явно невостребованными на рынке, в силу ограниченного понимания задачи автоматизации документооборота, очевидно, станут на повестку по мере охвата системой достаточного количества бизнес-процессов, и глубины их автоматизации. Решение таких типовых задач как согласование договоров, исполнение резолюций и пр. на практике приводит к тому, что бизнес-логика по управлению правами доступа к данным приложения крайне усложняется, что существенно усложняет процесс внедрения и адаптации приложений. С данной проблемой мы сталкиваемся в наших наиболее продвинутых проектах (МЭРТ) и у наиболее продвинутых заказчиков. Без поддержки данных механизмов а, также, механизмов разграничения прав доступа к объектам и функциям в соответствии со штатным расписанием, и автоматизированная поддержка механизмов отсутствия, замещения, перегрузки ресурса автоматизация сложных процессов в достаточной глубине не возможна.

Хранение юридически значимых документов. Очевидно, в ближайшем будущем в России будут приниматься законы, обеспечивающие работу с электронными документами. В этой связи все больше будут востребованы системы отвечающие требованиям соответствующим стандартам хранения подобных документов (записей). Наиболее современным и комплексным стандартом подобного рода требований является MoReq2. В перспективе нескольких ближайших лет соответствие данным требованиям или аналогичным им отечественным станет совершенно необходимым.


В государственных учреждениях усилится спрос на поддержку свободного ПО

Требования к масштабированию. Современные системы документооборота приобретают растущее значение в современных корпорациях, поскольку в работу с ними вовлекается практически весь персонал крупных компаний. Это предъявляет особые требования к масштабированию, можно выделить следующие аспекты: повышение производительности выполнения базовых операций при работе с объектами системы при большой пиковой нагрузке, работа с большим количеством документов в папках системы и в таблицах представлений, поддержка локального кэширования данных для разгрузки сервера системы и оффлайн-работы, обеспечение высокой скорости обработки большого количества бизнес процессов, поддержка репликации справочников и статических архивов, механизмы упрощения реализации EDI схем взаимодействия и поддержка легкого и мобильного клиента.

Поддержка директивного и ситуационного управления. Развитие технологичности современных систем документооборота позволяет реализовать в них гораздо более развитые функции контроля исполнительской дисциплины, которые позволяют позиционировать систему документооборота как систему поддержки директивного и ситуационного управления. Важность этих методов в отличие от прогнозов 2-х 3-х летней давности не падает, а даже повышается, особенно в условиях экономического кризиса и необходимости повышения динамики реакции бизнеса на изменения внешнего и внутреннего окружения. В контексте управления заданиями окажутся востребованными функции интеграции заданий, генерируемых различными приложениями, отчетность по всей массе заданий, включая контроль исполнительской дисциплины и загрузки управленческого персонала всех уровней.

Использование системы в режиме хостинга в виртуальном дата-центре а также в режиме SaaS. Хостинг приложений реализуется в настоящее время практически в модели использования ресурсов арендованного дата-центра. В ближайшем будущем в России актуальной станет и продажа сервисов приложения по модели SaaS. Для реализации моделей хостинга и аренды система должна отвечать следующим требованиям. Так, она должна давать возможность доступа ко всем основным функциям системы, как административным, так и пользовательским с использованием веб-технологий, по протоколу HTTP в сети публичного доступа. Помимо этого, она должна обеспечивать секретность передачи данных по сети интернет. Кроме того, среди основных требований - отсутствие необходимости установки клиентского программного обеспечения (легкий клиент) или максимально упрощенная, прозрачная для пользователя его установка (Smart клиент), а также возможность использования одной серверной инсталляции системы для поддержки большого числа пользователей, в частности поддержка на одном сервере изолированных областей для различных компаний – так называемый Multitenancy режим. Помимо всего прочего, система должна иметь средства автоматизации выполнения административных функций – средств развертывания виртуального окружения для пользователей и компаний, наличие детализированного журнала активностей пользователя для процедур биллинга, инструментарий автоматического изменения режимов использования системы и пр.

Использование свободного ПО. В ближайшее время повысится актуальность поддержки свободного ПО, как в части хранилища данных, так и в качестве клиентской и серверной операционных систем. Как было сказано выше, эта задача особенно актуальна в контексте внедрения системы в государственные учреждения.

Выводы

Лидерами рынка в ближайшее время станут универсальные платформы СЭД, дающие возможность быстрого и недорогого создания и модификации вертикальных решений под конкретное предприятие. Наиболее востребованными будут ролевые контекстные механизмы безопасности, расширяемая система отчетов по исполнительской дисциплине и загрузке ресурсов, хранение юридически значимых документов, соответствие требований национального стандарта, аналогичного MoReq2, интеграция со средствами календарного планирования, поддержка удаленных и мобильных клиентов с возможностью работы оффлайн и поддежка хостинга в виртуальном дата-центре для корпоративных заказчиков и SaaS для малого бизнеса. В свою очередь, в государственных учреждениях усилится спрос на поддержку свободного ПО.

Сергей Курьянов