Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

СЭД XXI века: что определяет развитие рынка?

Документооборот

Несмотря на нестабильную финансовую ситуацию, сложившуюся по всему миру, спрос на СЭД, как и в предыдущие годы, продолжает активно расти. Однако, безусловно, сам рынок стал другим. Как же изменились потребности клиентов? Какие тенденции главенствуют на рынке? Чего ожидать в ближайшем будущем?

В настоящий момент рынок систем документооборота проходит состояние пика. Большинство предприятий автоматизируют те или иные бизнес-процессы обработки документов. Интерес к системам и реальный спрос ощущается и со стороны среднего и даже малого бизнеса. Изменения, произошедшие на рынке СЭД за последние 3-4 года, можно наглядно изобразить в виде Hype Cycle - диаграммы обсуждаемости, впервые введенной Gartner. Она отражает уровень обсуждаемости продукта на различных этапах его жизненного цикла. Горизонтальная ось – зрелость продукта, вертикальная – его обсуждаемость. Кривая показывает, что продукт по мере его освоения рынка проходит фазу острого интереса (первый пик кривой), потом спада по мере перехода к его реальному использованию, а затем плавного роста обсуждаемости уже не как новинки а как практически освоенной рынком технологии.

Таким образом, за прошедшие годы все компоненты рынка преодолели пик популярности в качестве новинок, начали практически использоваться и догоняют друг друга на стадии зрелости.

Сближение продуктов будет продолжаться и далее – скорость перемещения по кривой диаграммы обсуждаемости со временем уменьшается. Из этого вытекает главная, на наш взгляд, тенденция сегодняшнего рынка документооборота – воспринимавшиеся еще несколько лет назад как отдельные задачи делопроизводство, ECM и BPM сегодня считаются составляющими одного комплекса. Этой тенденции должна отвечать востребованность комплексных платформ, сочетающих в себе все три аспекта и обеспечивающих создание и поддержку вертикальных решений, включающих все перечисленные задачи.

Диаграмма обсуждаемости составляющих СЭД в 2005 и 2009 году

Источник: DocsVision, 2009

Сложилось также понимание того, что система документооборота должна включать в себя богатый инструментарий настройки и даже разработки для реализации отдельных частных, вертикальных решений по управлению документами и бизнес процессами.

В результате, система документооборота призвана решать различные задачи, в том числе, хранение документов и организацию традиционных деловых процедур. Помимо этого, она направлена на решение достаточно плохо очерченного, но при этом обширного круга задач общего документационного сопровождения управленческой деятельности.

В фокусе

Очевидно, в ближайшем будущем можно будет наблюдать несколько определяющих тенденций. В первую очередь, это переход от "общей" автоматизации документооборота к частным задачам по автоматизации конкретных бизнес процессов, которые либо будут автоматизированы на базе внедренной системы, либо потребуют внедрения альтернативной системы, содержащей функциональность управления бизнес-процессами.

Во-вторых, актуальной станет консолидация рынка. Как было отмечено выше, сейчас рынок в целом характеризуется недостаточной специализацией и структурностью предложений. Сегодня на рынке представлено около двух десятков систем, при этом все они позиционируются как системы автоматизации документооборота, хотя могут реализовать различные, порой не пересекающиеся функции, и принадлежат к различному ценовому диапазону. Можно выделить следующие типы систем: платформы, реализующие функции архива документов и являющиеся "открытыми" платформами разработки приложений в области управление корпоративным контентом, и классические системы автоматизации бизнес-процессов (Workflow) в настоящее время меняющие свое позиционирование и включающие те или иные расширения Workflow, характерные для BPM систем. В первых двух классах на российском рынке представлены практически исключительно ведущие мировые игроки. Отечественные разработчики позиционируют свои системы как правило несколько иным способом. Можно выделить три типа систем отечественного производства: системы, реализующие встроенный инструментарий разработки приложений, включающие готовые модули автоматизации традиционных задач обработки документов, системы автоматизации классического российского делопроизводства и системы (ERP и другие), включающие модуль документооборота в качестве одного из решений в комплексном пакете.

Типы СЭД, представленные на российском рынке

Тип системы
1 Платформы, реализующие функции архива документов и являющиеся "открытыми" платформами разработки приложений в области управления корпоративным контентом
2 Классические системы автоматизации бизнес-процессов (workflow), в настоящее время меняющие свое позиционирование и включающие те или иные расширения workflow, характерные для BPM систем
3 Отечественные системы, реализующие встроенный инструментарий разработки приложений, включающие готовые модули автоматизации традиционных задач обработки документов
4 Отечественные системы автоматизации классического российского делопроизводства
5 Отечественные системы (ERP и другие), включающие модуль документооборота в качестве одного из решений в комплексном пакете

Источник: DocsVision, 2009

Можно отметить, что сегодня на российском рынке сформировалась группа продуктов, которые условно можно охарактеризовать как "универсальные корпоративные системы автоматизации документооборота", включающие в свой состав функции ECM, BPM, традиционного делопроизводства, а так же инструментарий для быстрой разработки приложений, для автоматизации различных процессов обработки документов.

Очевидный вывод заключается в том, что выигрышной является позиционирование системы как универсальной платформы. При этом в составе и вокруг продукта должны появляться конкретные "узкие" и решения в разработке решения, позволяющие решать специализированные задачи необходимые предприятиям.

Новые потребности

В последнее время при контактах с заказчиками и системными интеграторами часто приходится сталкиваться с весьма продвинутым подходом при выборе системы, при котором формулируются требования к системам, которые обычно в них пока не реализованы. Можно выделить некоторые перспективные требования, которые будут все больше востребованы в ближайшее время.