КРОК: СЭД выходят на уровень холдингов и отраслей
Рынок систем электронного документооборота (СЭД) вступает в новую фазу. Причем рост происходит и вглубь, и вширь – внутри организации СЭД становятся рабочим инструментом каждого специалиста, а не только сотрудников канцелярии, налаживается электронное взаимодействие между отдельными предприятиями внутри холдингов или одной отрасли, и это отнюдь не просто тиражирование старых разработок – иной масштаб проектов требует новых архитектурных решений. О своем видении рынка, его динамики, тенденциях и новых задачах в области внедрения СЭД/ECM-систем, рассказал Алексей Добровольский, директор по разработке ПО компании КРОК.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка электронного документооборота в России за последние пару лет?
Алексей Добровольский: В среднем по рынку рост составляет 20–30%в год, но в последнее время в основном за счет модернизации внедренных в нулевых годах решений. Первая волна автоматизации документооборота была направлена на поддержку учетных функций и работы канцелярий, что уже несовременно. Сейчас системы документооборота доводятся до уровня конечных пользователей, работающих с документами, идет массовая замена и консолидация внедрений первой волны, особенно в холдинговых структурах. То есть модернизация часто подразумевает полную замену старой системы на новую, переносятся только данные. Так что в смысле реализации проекта это мало чем отличается от полноценного внедрения.
Если говорить о компании КРОК, то и у нас выручка от внедрения систем электронного документооборота растет, динамика обращений заказчиков тоже позитивная.
CNews: Какое различие вы проводите между понятиями СЭД и ECM? Предположим, мы строим решение по управлению организационно-распорядительной документацией на западной ECM-платформе, получаем ли в этом случае СЭД?
Алексей Добровольский: За пределами Российской Федерации принято различать управление контентом и управление бизнес-процессами. И если отталкиваться от этой типизации, то при озвученной вами постановке задачи мы получаем именно СЭД, а вовсе не управление контентом. Отечественные СЭД – это автоматизация российских особенностей работы с документами, унаследованных еще с советских времен. ECM – это более общее понятие, это управление любым неструктурированным контентом. Однако на практике эти термины достаточно размыты, и если в техническом задании упоминается СЭД или ECM, это ни о чем не говорит, надо подробно изучать требования к функционалу системы.
CNews: Какая доля потребностей российского корпоративного и государственного секторов в сфере автоматизации документооборота сейчас «закрыта»?
Алексей Добровольский: По тому, что мы видим, пока «закрыта» в основном только учетная функция в рамках отдельных предприятий. То есть, если взять какую-нибудь крупную холдинговую структуру, то с вероятностью 90% мы обнаружим, что в рамках холдинга единой системы электронного документооборота нет. Часто нет даже общих стандартов взаимодействия и обмена электронными документами. Скорее всего, мы увидим, что в управляющей компании и других предприятиях холдинга установлены разрозненные системы документооборота, а сотрудники этих предприятий взаимодействуют друг с другом так же, как и с внешними контрагентами, – посредством бумажных документов или пересылки почтой их электронных версий.
CNews: То есть типичным является внедрение СЭД уровня организации, но не уровня холдинга или отрасли в целом?
Алексей Добровольский: Да, внедрения уровня холдингов и отраслей пока встречаются как исключение из правил. На самом деле, текущий этап смотрится вполне закономерным, поскольку все начиналось с внедрения на уровне канцелярий подразделений и потом уже дошло до уровня предприятий. Теперь предстоит распространить эту технологию до уровня холдингов, регионов, министерств, отраслей и так далее. И этот процесс идет.
CNews: Есть ли какие-то позитивные примеры, где действительно реализован электронный документооборот между организациями в холдинге или другой крупной структуре?
Алексей Добровольский: Например, проект в госкорпорации «Росатом» – это тот самый случай, когда целая отрасль неотвратимо переходит на электронный документооборот, причем на централизованную систему, в которой работают более 30 тысяч пользователей и несколько десятков предприятий. Там было внедрено наше решение на базе платформы EMC Documentum.
Долгое время самым главным нашим проектом было внедрение СЭД на той же платформе в Администрации Пермского края, где к общей системе были подключены десятки органов регионального и муниципального управления, около 15 тысяч пользователей. В результате были автоматизированы процессы взаимодействия Администрации губернатора, Аппарата Правительства и исполнительных органов государственной власти Пермского края, сократилось время прохождения документов, да и в целом улучшилась исполнительская дисциплина, то есть случаев, когда срываются сроки согласования или подписания какого-то документа, стало сильно меньше.
Недавно у нас также был проект в одном крупном нефтехимическом холдинге – на данный момент в системе электронного документооборота работает центральный аппарат и три предприятия холдинга. Постепенно на нее должны перейти и остальные предприятия холдинга.
CNews: И как долго реализуются подобные масштабные проекты?
Алексей Добровольский: Когда речь идет о десятках тысяч пользователей и о множестве интегрируемых систем, то нормальный срок – это 2–3 года.
CNews: Вы несколько раз упоминали, что внедряете EMC Documentum – почему именно это решение?
Алексей Добровольский: EMC Documentum был первой тяжелой системой на российском рынке. Мы успели с ним поработать достаточно длительное время и уже около 10 лет развиваем собственное решение на этой платформе. Кстати, сейчас, когда бюджеты проектов сильно сократились, а требования выросли, это играет на руку заказчикам – им не приходится тратить деньги на повторение уже когда-то сделанного. К тому же мы сертифицировали свою СЭД на Documentum у компании EMC, эта разработка представлена на глобальном портале партнерских решений вендора. Для заказчиков это дополнительное подтверждение состоятельности решения.
CNews: Кроме Documentum, какие еще системы документооборота вы внедряете?
Алексей Добровольский: FileNet, Alfresco, DocsVision, недавно у нас был первый проект на Directum. Но большую часть проектов мы делаем на EMC Documentum.
CNews: Обычно считается, что отечественные системы лучше «понимают» российский бизнес, но в тоже время большинство серьезных заказчиков склоняется к выбору промышленных ECM-платформ. Как можно оценить долю присутствия западных ECM на российском рынке?
Алексей Добровольский: Не могу сказать в процентах и долях, такой информации не встречал. Но для себя я провел некую грань: многие отечественные системы функционально очень богаты, содержат большое количество настроек и предопределенных шаблонов, и если взять среднестатистическую организацию, то с точки зрения требований к функциональности, к бизнес-процессам и их гибкости отечественные СЭД их прекрасно удовлетворяют. Но есть другие проблемы. И главная из них – это масштабируемость, то есть количество пользователей, которое эти системы могут потянуть. Если речь идет более чем о 1000 пользователей, то мы российские системы не рассматриваем, потому что число технологических проблем, которые мы получим, и стоимость их решения превышают разумные пределы.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3865