Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

oбзор

Обзор: Рынок BI в России 2013

Михаил Карпов

Михаил Карпов:
Все плюсы BI не выразить в деньгах

В чем разница BI для крупных компаний и малого бизнеса? Каков период окупаемости BI и можно ли вообще его просчитать? Какие тренды рынка ИТ влияют на развитие бизнес-аналитики? На эти и другие вопросы CNews ответил Михаил Карпов, руководитель аналитического отдела в компании Softline.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИТ-систем бизнес-аналитики в 2012-2013 годах? Коррелируют ли ваши финансовые показатели с рыночными?

Михаил Карпов: Прежде всего, хотел бы отметить, что мы не занимаемся глубоким анализом рынка бизнес-аналитики, поскольку являемся сервисной компанией. Тем не менее, мы конечно отслеживаем ситуацию на рынке. По нашим оценкам, ежегодный рост составляет примерно 30%, наши финансовые показатели с рыночными коррелируют. Среди крупных компаний интерес к BI уже устоявшийся, в то время как малый бизнес начал активные внедрения BI-систем примерно с прошлого года. Малый бизнес — это динамично развивающаяся среда, в которой аналитические решения могут предоставить конкурентные преимущества в короткой перспективе. И если крупные компании нацелены на долгосрочные проекты, включающие в себя систематизацию и консолидацию отчетности, мониторинг показателей, то малый бизнес чаще хочет обладать информацией для принятия оперативных решений в высококонкурентной, быстро меняющейся среде.

CNews: За счет чего растет рынок? Это новые внедрения или модернизация уже существующих систем?

Михаил Карпов: Несмотря на то, что BI-решения не первый год существуют на рынке, потребность в новых внедрениях все еще высока. Наш принцип работы с клиентами строится на сопровождении полного жизненного цикла системы: внедрении, оказании технической поддержки, дальнейшем развитии систем. Интерес бизнеса к BI-решениям в последнее время смещается от фиксированных форм отчетности к решению конкретных бизнес-задач. Очень часто заказчики после внедрения определенного BI-функционала находят и другие возможности применения этой системы. Поэтому решения могут масштабироваться, охватывать новые направления деятельности компании.

CNews: Существует ли специфика у российского рынка бизнес-аналитики? Какие новые тренды вы бы выделили?

Михаил Карпов: Не думаю, что тенденции развития бизнес-аналитики в России существенно отличаются от мировой. В последнее время наметился переход от фиксированной отчетности к отслеживанию показателей и более динамичной работе с данными, то есть BI уже является инструментом решения конкретных бизнес-задач. При этом бизнес-аналитика сейчас работает для большого количества пользователей — ее использует не только топ-менеджмент или выделенная группа аналитиков. Поэтому меняются и требования к системам.

Например, менеджеру по продажам мониторинг какого-либо показателя не столь существенен, однако ему важны гибкие механизмы аналитики для обнаружения точек роста, выявления конкурентных преимуществ. Оперативность, достоверность и качество данных становятся очень важными критериями, нужно принимать решение на основе всех возможных операционных, исторических и аналитических баз данных, которые есть в компании а не только на основании данных транзакционной системы, к которой имеется доступ. Пользователь не должен задумываться о том, насколько точная информация ему предоставляются. Ему нужно работать, используя наглядные быстрые инструменты для моделирования и оценки гипотез, и искать дополнительные, скрытые, упущенные, неочевидные бизнес-возможности. В общем, сейчас использование BI направлено на решение нетиповых задач, возникающих в любом бизнесе. Меняются требования и к архитектуре BI-решений. Клиенты делают акцент на кроссплатформенность, производительность, отказоустойчивость, географическую доступность систем, поскольку объемы анализируемых данных увеличиваются с каждым годом.

CNews: Существуют ли типичные требования к BI, которые заказчики указывают в SLA?

Михаил Карпов: SLA разрабатывается индивидуально под каждого клиента. BI вообще является индивидуальным, нежели «коробочным» решением. При этом каждый заказчик сам определяет уровень, на котором поддерживается тот или иной сервис. В конечном итоге целью SLA является организация предоставления уровня сопровождения и поддержки системы, адекватная ожиданиям заказчика. Стоит уточнить вопрос: бизнес-SLA, которые автоматизируются в BI системах, или технические SLA, которые предъявляются к BI-системе, как услуге.

Технические SLA соответствуют традиционному набору требований к информационным системам. Например, это время отклика статических отчетов в географически распределенных точках, время создания типового динамического отчета, общая ежемесячная доступность системы, частота обновления данных BI-системы (точнее, время задержки обновления данных в аналитических отчетах относительно момента появления первичных данных в транзакционных системах), объем аналитических и промежуточных баз данных (который связан коэффициентом компрессии аналитических данных относительно объемов транзакционных данных).

Для систем поддержки принятия решений задаются уровни значимости, то есть вероятности ложных решений, и мощности критериев, которые обратны вероятностям пропусков решений.

CNews: BI-решения каких вендоров чаще всего внедряет Softline?

Михаил Карпов: Мы не сосредоточены на решении конкретного вендора, а предлагаем широкий спектр BI-решений.

Их можно сгруппировать в 4 категории. Первая – это BI-решения известных мировых вендоров (IBM, Oracle, Microsoft, Hewlett-Packard, SAP). Ко второй категории мы относим специализированных производителей BI-решений, таких как QlikView, Prognoz. Третья категория – не отдельные решения, а программные модули в транзакционном программном обеспечении. Такими являются: ERP, CRM, логистические, торговые, складские, e-commerce, то есть интернет магазины, образовательные, медицинские, публичные, то есть государственные информационные системы. Здесь мы внедряем методологию учета и автоматизируем процессы отчетности. Четвертая категория – это доработка BI-функционала в уникальных программных решениях, созданных под государственные или интернет-проекты.

Наша стратегия заключается в том, чтобы показать клиенту варианты, исходя из решаемых им задач, а не навязывать какую-то конкретную систему. Мы подбираем варианты, предлагаем, советуем и не ограничиваемся решениями лишь крупных вендоров, лидеров индустрии.

CNews: Первой задачей, которую ставил перед BI российский рынок, была унификация и централизация отчетности. Какие еще задачи решает BI?

Михаил Карпов: В крупных компаниях BI в первую очередь необходима для консолидации и систематизации отчетности, бюджетирования и контроля лимитов. Таким компаниям аналитика позволяет объединять большие объемы данных, обрабатывать их и подготавливать, например, в соответствии с требованиями учета или финансовой отчетности. Для малого бизнеса интереснее возможность оперативной работы с данными, BI для них – нечто вроде системы поддержки принятия решений.

CNews: Оцените, пожалуйста, долю «легких» аналитических решений, внедряемых в основном SMB. Какие перспективы у BI-решений для SMB?

Михаил Карпов: Компании сектора SMB развиваются динамично, им необходим инструмент для оперативного принятия решений. Пока будет внедряться какое-либо масштабное, сложное BI-решение, у SMB-компании может смениться направление деятельности, технология работы. Поэтому средний и малый бизнес интересуют «полукоробочные» решения. Я называю их так, потому что полностью «коробочных» BI-решений практически не существует — система все равно кастомизируется под клиента. Интеграция данных – процесс своеобразный, интересный, но он зачастую не идентичен в двух разных компаниях. При внедрении BI в любом случае понадобятся настройка интеграции данных с этим продуктом и настройка отчетности.

CNews: Рассчитывается ли выгода от внедрения BI и время примерного возврата инвестиций в систему?

Михаил Карпов: Непросто подсчитать реальный возврат таких инвестиций. Период окупаемости BI-решений, естественно, не год, если говорить о внедрении серьезных систем. Бессмысленно для крупной организации, обрабатывающей огромное количество отчетов от разных подразделений, ожидать, что такая система окупится за «пару дней». Компании, внедряющие такие решения, должны чувствовать себя на рынке стабильно и смотреть в далекую перспективу, большую, чем год или два. Если кардинально менялись какие-то процессы или виды деятельности, скажем, вчера продавали сельскохозяйственную продукцию, а сегодня начали заниматься недвижимость, то об окупаемости будет сложно разговаривать, потому что BI-решение потребуется существенно переделывать. Для компании такие продукты снижают затраты на время, необходимое для принятия решений, дают более точные данные, а не снижают издержки. Поэтому серьезно говорить об этом, наверное, не имеет смысла, плюсы не имеют прямого выражения в деньгах.

CNews: Учитываете ли вы общие тренды информатизации, в том числе распространение облачных технологий, мобильность?

Михаил Карпов: Зачастую считается, что мобильность в отношении BI важна для топ-менеджеров — им необходима возможность в любой момент открыть iPad и просмотреть состояние тех или иных показателей. Поэтому возможность мобильного доступа к BI часто прорабатывается на этапе внедрения системы в компанию. Тем не менее, я не считаю, что мобильная часть BI является неотъемлемой. Мобильный BI для топ-менеджеров – элемент стиля, а не реальная необходимость. Реализовать доступ к BI с мобильного устройства несложно, однако говорить, что это важный тренд и BI сосредоточена на мобильности — наверно, не совсем правильно.

То же касается и облаков. Безусловно, сами по себе облачные технологии — это перспективное, динамично развивающееся направления. Облачные BI на рынке присутствуют, но я не могу сказать, что BI в облаках – это тренд. Да, облака в некоторой степени позволяют снизить затраты на ИТ, однако при внедрении BI нужно учитывать не только стоимость системы. Компании стоит реально оценивать свои задачи, продумать вопросы доступа и защиты информации, требования законодательства к обработке тех или иных данных. Совокупность необходимых параметров приведет клиента к тому или иному BI-решению.

CNews: Какова ваша стратегия развития аналитического направления?

Михаил Карпов: Конкуренция на рынке BI-систем сейчас растет. В квадранте Gartner’a начали появляться вендоры с «легкими» решениями, которые уже уверенно чувствуют себя на рынке и проводят порой агрессивную политику. Мы придерживаемся позиции мультивендорности, поэтому можем подсказать заказчику, какое BI-решение ему пригодится для конкретного случая, и оказываем методическую помощь и поддержку. Мы нацелены на долгосрочную работу с нашими клиентами и поддерживаем полный жизненный цикл системы. Если заказчик приобрел BI-систему и активно пользуется ею, то ему требуются консультации, техническое сопровождение, а порой – доработка. Мы оказываем полный спектр услуг, а наши заказчики понимают, что они купили и как система работает.

Для увеличения внедрений BI нужно рассказывать потенциальным клиентам обо всех возможностях таких систем. Мы стараемся работать над популяризацией этой технологии — проводим различные маркетинговые мероприятия, вебинары, показываем решения в действии на демо-стендах. Не всегда клиенты догадываются, что существуют инструменты для помощи в принятии решений и анализа данных.

CNews: Дайте прогноз развития BI на ближайшее будущее. Каким изменениям подвергнется бизнес-аналитика?

Михаил Карпов: Сейчас, наверное, много ожиданий связано с направлением Big Data. Big Data позволяет анализировать не только структурированные, но и неструктурированные данные из разных источников, включая внешние. Возможно, BI будет двигаться к тому, чтобы анализировать данные не только о себе, но и об окружающей среде, чтобы понять положение компании на рынке. Уже существует концепция Open Data, причем она обсуждается на государственном уровне. Ее влияние на BI с течением времени неизбежно. Используя открытые данные, можно получать выгоду для себя, найти применение своему бизнесу.

Активно продвигается визуализация и интуитивная работа с данными, позволяющая пользователям BI систем напрямую работать с данными в удобном виде. Эта технология сближает BI и бизнес-пользователей, позволяя обращаться к аналитике не только специалистам. Все больше специалистов в компаниях будут использовать BI-инструменты в повседневной работе.

Задать вопрос эксперту по теме можно здесь

Вернуться на главную страницу обзора