Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Точки роста

ABBYY: Все 25 лет мы бежали впереди конкурентов

Документооборот

Сергей Андреев, президент и генеральный директор группы компаний ABBYY, рассказал CNews об истории компании, особенностях работы в разных странах, конкурентах, корпоративных проектах и о том, над чем сейчас работают в ABBYY.

За два года нам удалось довольно много сделать. Мы участвовали в ключевых иностранных выставках – CeBIT в Германии, Comdex в США. Там мы искали партнеров, которые продавали бы наши программы за границей. В итоге заключили довольно много партнерских контрактов с людьми, которые в разных странах сами, за свой счет занимались продажей нашего продукта, отчисляя нам проценты с дохода.

Это сильно помогло нам пережить кризис в 1998 году, так как к этому моменту мы уже имели поток доходов из-за границы. В дальнейшем он увеличивался, и сейчас около 75% наших доходов формируются не в России, а за ее пределами. Причина в различии размеров рынков. По оценкам агентств, российский рынок составляет 1,5-3% от общемирового. Но, поскольку мы начинали здесь, то в России все еще находится 25% бизнеса. Это в 10 раз больше, чем должно было быть, если считать пропорционально.

CNews: Потенциал западного рынка больше?

Сергей Андреев: Потенциал больше, но и сложностей больше.

CNews: Про сложности и хотелось бы поговорить. Что, по вашему мнению, вас закалило?

Сергей Андреев: Первое, что нас закалило, это локальная конкуренция. Здесь в России у нас была довольно большая публичная баталия с нашими конкурентами, которая сильно способствовала профессиональному росту.


Сергей Андреев: 80 из ТОП-100 российских банков являются нашими заказчиками.

Выходя на международный рынок, мы, конечно же, столкнулись с особенностями культуры, традициями людей из разных стран. Вообще, не все иностранные партнеры одинаково хороши. Я, например, помню одного многообещающего индийского партнера, который высоко оценивал наши продукты и их перспективы. Однако со своими высокими планами не справлялся и платил гораздо меньше, чем договаривались. Он объяснял это различными трудностями.

Все это длилось 2–3 года, пока мы не обнаружили, что он просто нас обманывает. Ему были даны дистрибутивы продукта, которые он тиражировал и продавал, а в отчеты не включал. Дальше выяснилась еще более интересная деталь. Для того, чтобы подать на него в суд, необходимо использовать только местного адвоката. А они все как один вели себя точно также. Много обещали, брали деньги, но в итоге ничего не делали.

Получилось, что нет действенного способа это прекратить, так как придется опять воспользоваться услугами местных специалистов, с которыми история повторяется. Это неожиданно для европейского человека, но в Индии (возможно нам не повезло, но сложилось впечатление) это обычная бизнес-практика. В итоге с Индией мы стали работать по-другому, исключительно на предоплате и на жесткой защите с помощью хардлоков (программно-аппаратное решение, предназначенное для защиты данных жесткого диска. – Прим. CNews). А того первого партнера просто перестали снабжать обновлениями, и его программы постепенно стали устаревать.

CNews: Есть подобные примеры работы с Америкой или Европой?

Сергей Андреев: Один из наших крупных американских конкурентов любит использовать судебные преследования для того, чтобы конкуренцию переводить из обычной плоскости в юридическую. В Америке за несколько десятков лет была сформирована неожиданная для всего остального мира система патентования программных продуктов, когда они позволяли патентовать достаточно общие идеи, а не их детальные реализации.

И когда ты имеешь дело с таким общим патентом, то очень трудно доказать свою правоту. Суды же активно принимают иски по патентам к рассмотрению, не особенно вдаваясь в детализацию обоснования, почему кто-то что-то нарушает. В итоге получается дорогое судебное разбирательство, которое стоит десятки миллионов долларов – гонорар адвокатам. Помимо этого задействованы сотрудники компании, которые вынуждены заниматься изучением материалов, дачей показаний, что сильно отвлекает от бизнеса.

Наш конкурент по продукту FineReader в Америке за последние 10 лет инициировал более 30 таких судебных разбирательств. Цель – атаковать компанию, которая меньше по размерам, и вынудить ее продаться на невыгодных условиях. Таким образом этот конкурент и рос в течение 10 лет. С нами подобная практика прекратилась. Мы отказались от их предложения продать компанию, после чего они инициировали патентное разбирательство, которое в прошлом году закончилось их поражением в суде по всем пунктам.

CNews: Давайте поговорим о продуктовых направлениях компании. Какую долю занимает корпоративный бизнес?

Сергей Андреев: В разных регионах по-разному. В России, где традиционно ABBYY известна благодаря своим массовым продуктам Lingvo и FineReader, на долю корпоративных решений, тем не менее, приходится около 50-60% прибыли, этот процент незначительно меняется из года в год. B2B-рынок очень важен для нас. В нашей стране мы признанный лидер на рынке потокового ввода документов и данных, достаточно сказать, что 80 из ТОП-100 российских банков являются нашими заказчиками. Но путь к этому успеху был непростым, пришлось серьезно бороться.

CNews: Когда в компании появились решения для бизнеса?

Сергей Андреев: В 1997-1999-м годах мы занялись двумя большими проектами. Один из них был в Пенсионном фонде, где стояла задача сформировать базу данных. Для этого было необходимо ввести в компьютер анкеты застрахованного лица. Это фактически то, что сейчас называется удостоверением СНИЛС. Мы предложили фонду программу для ввода данных, что значительно ускоряет процесс. Нам ответили недоверием, ведь программа делает много ошибок. Тогда мы провели эксперимент. Посадили пять машинисток, которые вносили текст в компьютер, а рядом поставили компьютер с программой, которая делала это автоматически. Оказалось, что компьютер не только быстрее в 10 раз, но и допускает в 5 раз меньше ошибок. После этого в Пенсионном фонде дали зеленый свет проекту.