Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Почему бизнес не хочет инвестировать в СЭД?

Документооборот
Ни для кого не секрет, что участники рынка, вендоры и системные интеграторы, с одной стороны, и заказчики, с другой стороны, весьма по-разному оценивают важность и полезность для бизнеса тех или иных технологий.

Европейская аналитическая компания Pierre Audon Consultants по просьбе Open Text провела исследование, чтобы выяснить, какие ECM-тренды важны для заказчиков. Действительно, выявились расхождения между уровнем маркетинговой активности вендоров по отдельным направлениям и готовностью клиентов в них инвестировать.

Аналитики выделили следующие десять основных трендов в ECM и попросили клиентов оценить их значимость. Кроме того, заказчиков попросили ответить, в какие технологии они готовы инвестировать в ближайшие два года. Такая методика позволяет выявить расхождения или корреляции между долей внимания, уделяемой какому-то направлению и его реальной востребованностью со стороны бизнеса.

Отметим несколько парадоксов (как ожидаемых, так и неожиданных). Во-первых, большой интерес у заказчиков вызывает кейс-менеджмент (Elektronische Akte) – 83% признают его важность и 61% готовы инвестировать в это направление. По таким направлениям как большие данные, автоматизация документов, эффективный поиск, соответствие требованиям и BPM наблюдается неплохая корреляция — бизнес признает их важность и настроен в них инвестировать. Это хорошие новости для поставщиков, поскольку эти технологии составляют ядро ECM, и все они имеют что предложить заказчикам.

Дальше более интересно. Тренды, которые не сходили со страниц СМИ и которым было посвящено огромное количество конференций: мобильность, облака и социальные сети - показали весьма неоднозначные результаты.

Десять трендов в ECM, 2012

Большие данныеУправление возрастающим объемом информации
АвтоматизацияУправление созданием, вводом и вводом документов
Кейс-менеджментЭффективное управление кейсами
Эффективный поискЭффективный поиск документов и данных
Соответствие требованиямСоответствие юридическим и нормативным требованиям
BPMКомбинирование ECM и управления бизнес-процессами
Социальные медиа/ Социальное взаимодействиеВзаимодействие и коллективная работа в среде ECM
Мобильные ECMИспользование ECM на мобильных устройствах
КонсолидацияКонсолидация гетерогенных ECM-ландшафтов
Облачные сервисыECM как сервис

Источник: CNews Analytics, 2012

Например, только 32% опрошенных признают важность мобильных ECM, но при этом готовы в них инвестировать 69%. Аналогичная ситуация с социальными инструментами: 28% считают их важными, но при этом готовы потратить на это деньги 64%. На словах бизнес игнорирует мобильность и социальность, но втайне готовится к их широкому использованию. Что это значит? Просто усталость от слишком активного маркетинга или нечто иное? В любом случае, поставщикам стоит об этом подумать.

И "облака". Важными их считают только 11%, а инвестировать в облачные ECM в ближайшие 2 года не готов никто. Возможно, такой результат объясняется тем, что в опросе принимали участие ИТ-менеджеры и CIO, для которых "облака" могут представлять определенную угрозу и даже лишить их работы, либо это сигнализирует о недостаточной зрелости технологии. Однако, судя по всему, облачные ECM отнюдь не на повестке дня.

Разрыв в восприятии важности технологических инноваций между участниками рынка и заказчиками неизбежен. Это обусловлено различием их ролей в процессе создания и внедрения инновационных ИТ-решений. Но должны ли разработчики брать на себя миссию гуру и вести за собой бизнес? Или наоборот — бизнес должен диктовать требования, а ИТ-индустрия - только реализовывать эти "хотелки" в своих продуктах?

На эту тему размышляет Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "ИнтерТраст": "Идеальный разработчик должен обладать умением улавливать неявные желания, невыраженные ощущения, веяния и преобразовывать их в продукт. Но если потом нужно долго объяснять, в чем ценность продукта для заказчика, значит с продуктом что-то не то.. За счет более глубокого погружения в тему разработчик обязан быть впереди заказчика. Поэтому порой возникает ситуация, когда "они не знают, чего они не знают", и заказчика нужно просвещать. Но сложность, неочевидность, неопределенность всегда разочаровывают. И, если все уже поняли, что счастье в "облаках", и тем не менее туда никто не торопится, значит остается какая-то непреодоленная пропасть между обещаниями и ожиданиями".

Согласна с этим и Елена Иванова, директор по маркетингу компании ЭОС: "Клиенты зачастую отмечают свои сиюминутные насущные проблемы. Вендоры же идут на несколько шагов вперед, приучая постепенно рынок и пользователей к новым решениям. Иначе бы отрасль никуда не двигалась и не развивалась. Я отчетливо помню, что, когда мы начали активно продвигать в 2008 году EOS for SharePoint, мало кто понимал, что это и зачем, не говоря уже о спросе и продажах. Потребовалось два года активного информирования клиентов, чтобы получить отдачу. Зато сейчас мы в полной мере ее получили – это и волна спроса на решения такого класса, и проекты по внедрению в разных отраслях. То есть сначала было время информационного насыщения рынка, когда вендор фактически инвестировал в будущее и в маркетинг продукта. Этой стадии не избежать, просто она может быть длинной или короткой".

Иной позиции придерживается Александр Бейдер, директор направления ECM, TerraLink, предлагая больше внимания уделять нуждам заказчиков: "Вывод на рынок инновационных продуктов по силам только очень крупным производителям, лидерам индустрии. Таких единицы. Миссия разработчиков – решать задачи заказчиков, обеспечивать рост эффективности их бизнеса, минимизировать риски и себестоимость их бизнес-процессов".

Однако любое противопоставление, доведенное до крайности, оказывается вредным. На самом деле ИТ и бизнес скорее похожи на альпинистов, идущих в одной связке, которые продвигаются вперед поочередно: один идет, другой страхует. ИТ изобретает новую технологию, например, "облака" — бизнес осторожничает и не торопится ее внедрять. Или наоборот: возьмем такое явление как BOYD – бизнес активно использует собственные мобильные устройства, а ИТ говорит о безопасности и пытается обуздать эту волну.

Какие же технологии важны для отечественных пользователей СЭД? Говорит Александр Бейдер: "Указанные тренды в ECM (с совсем небольшой выдачей желаемого за действительное) для крупных российских бизнес-заказчиков я бы приоритизировал исходя из влияния на их бизнес следующим образом. Наибольшую важность имеют технологии поиска, BPM и кейс-менеджмент, середину списка занимают большие данные, автоматизация документов и соответствие требованиям. Замыкают этот перечень мобильные и облачные ECM, и вместе с ними - социальные медиа".

Елена Иванова полагает, что наиболее актуальными для заказчиков ЭОС будут большие данные (и системы хранения), эффективный поиск и кросс-платформенность ECM-решений.

Вадим Ипатов считает, что приоритеты будут определяться потребностями бизнеса: "Важно все, что позволяет приблизить СЭД/ЕСМ к контексту бизнеса. Если это управление большими данными, то не для абстрактного извлечения "скрытой интеллектуальной ценности", а в конкретной привязке к управленческим и деловым процессам. Если управление процессами, то не для развлечения бизнес-аналитиков, а в интересах продуктивности конечных участников".