Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Максим Галимов

Максим Галимов:
Консьюмеризация слабо реализуется поставщиками ЕСМ

О тенденциях на рынке электронного документооборота и особенностях концепции Extra ECM в интервью CNews рассказал Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum.

CNews: Как бы вы охарактеризовали ключевые тенденции на рынке СЭД/ЕСМ в России сегодня? В частности, насколько здесь заметен тренд мобильности?



Максим Галимов:
Если говорить об ECM как о наборе очень разнообразных средств управления контентом (определение, которое в последнее время становится все более популярным), то мобильность, безусловно, один из главных трендов. Причем не с позиции «мобильного АРМ руководителя», а с позиции работы с информацией рядовых пользователей.



Вообще, очень большой объем взаимодействия между сотрудниками внутри компании и между сотрудниками разных организаций стал осуществляться на уровне потребительских решений и сервисов (таких как Dropbox, Google Docs или Megaplan), для которых мобильные приложения являются если не основным, то очень важным способом доступа.



Однако определяющей тенденцией является не массовое использование мобильных устройств и мобильных приложений. Главный тренд – это изменение привычек и ожиданий пользователей. Использование потребительских приложений создает новый опыт, и пользователи ожидают, что и корпоративные приложения позволят им так же легко смотреть новости, получать сообщения, общаться с коллегами, комментировать контент – разумеется, в деловых целях.



Консьюмеризация, то есть перенос функциональных и интерфейсных возможностей социальных сетей, мобильных приложений и другого потребительского ПО в корпоративные системы, пока слабо реализуется поставщиками ECM-систем. И ECM-системы, на мой взгляд, рискуют стать классом «учетных» систем управления документами (поддержка делопроизводства) или систем управления транзакционным контентом (например, управление архивом коммерческих документов или работа с договорами). Чтобы этого не случилось, ECM-системы в двух-трехлетней перспективе должны бороться не столько за клиентов, сколько за пользователей, при этом не столько расширяя функционал в сфере управления документами, процессами, сколько помогая пользователям решать их проблемы. И я думаю, что для производителей ECM-систем эта ситуация является большим вызовом.



CNews: Каким вы видите дальнейшее развитие вашей концепции Extra ECM?



Максим Галимов:
Концепция Extra ECM не является какой-то революцией в нашем представлении о роли ECM-систем в организациях. Мы готовили ее, обобщая опыт наших предыдущих инициатив, связанных с более удобной работой с неструктурированной информацией и развитием поддержки бизнес-задач. Концепция Extra ECM направлена на реализацию разнообразных сценариев работы с документами и процессами, сценариев взаимодействия сотрудников внутри и вне организации. «Extra» означает и новые, неклассические возможности взаимодействия, и выход за пределы организации, и новые способы доступа к информации, и решение новых прикладных деловых задач.



Главное из того, что в Extra ECM выделилось более явно, – это блок Extra User. Сейчас этому направлению мы посвящаем, пожалуй, большую часть наших усилий и с точки зрения разработки, и с точки зрения перспективных исследований. В рамках Extra User мы решаем задачи по большему вовлечению пользователей в работу с ECM-системой. Как я уже сказал, ECM-системы должны бороться за пользователей. Это значит, ECM-системы должны предоставлять им не только удобный и понятный интерфейс, разнообразные и качественные клиентские приложения, в том числе мобильные, но и давать возможность решать индивидуальные задачи, реализовывать разнообразные сценарии доставки информации, взаимодействия и общения сотрудников.



Большая роль здесь уделяется и включению менее формальных видов взаимодействия в традиционные способы решения задач, как это происходит, например, в кейс-менеджменте. Упор сделан и на возможности лучшего поиска информации, легкую навигацию, социальное взаимодействие, «круги» пользователей. Безусловно, нет задачи сделать из ECM-системы внутреннюю социальную сеть, но использовать ставшие привычными инструменты порталов и социальных сетей, я считаю, необходимо.



CNews: Каковы ваши прогнозы относительно ключевых тенденций и драйверов рынка ИТ в 2013 г.?



Максим Галимов:
Думаю, что консьюмеризация, в том числе мобильный доступ и BYOD, будет оказывать большое влияние на развитие ECM в ближайшие годы. Однако я бы перечислил некоторые конкретные аспекты, на которые будут обращать внимание потребители и которые невозможно игнорировать ECM-поставщикам в 2013–2014 гг.



Во-первых, конечно, это облачные технологии. Я думаю, что перспективы облачных решений в контексте ECM сформировались довольно четко: это конкретные и максимально готовые бизнес-решения уровня департаментов или отдельных процессов с потенциалом расширения до классических развертываний ECM-систем внутри организации. На рынке должны появиться подобные приложения, и у них обязательно будет свой потребитель.



Во-вторых, интеграция разнородных ECM-систем. В крупных корпорациях неизбежно возникает парк разных ECM-систем, унаследованных или решающих узкие задачи. Необходимость поддержки ими общеупотребимых протоколов типа CMIS или, как вариант, обеспечение доступа единых поисковых сервисов к их данным является важной практической задачей, которую нужно решить ECM-разработчикам.



В-третьих, инструменты развития, адаптации и масштабируемости систем. Не все поставщики ECM-систем сейчас предоставляют действительно гибкие возможности для создания внутри организации развиваемой ECM-инфраструктуры, которая могла бы обеспечить покрытие будущих потребностей компании. Я считаю, тем не менее, что для масштабных инсталляций необходим инструментарий разработки и развития системы, позволяющий создавать новые бизнес-решения, легко создавать или интегрировать мобильные приложения, формировать качественную основу для поддержки управления разнообразной информацией и процессами в организации.



В-четвертых, отмечу необходимость развития возможностей по интеграции с сервисами межкорпоративного обмена электронными документами. В России эта тема набирает популярность взрывными темпами, и игнорировать ее никак нельзя.


Вернуться на главную страницу обзора