Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Почему бизнес охладел к MS SharePoint?

Документооборот
мобильная версия
, Текст: Михаил Демидов
Компании стали меньше использовать MS SharePoint – к такому выводу пришли аналитики, опросившие западных руководителей, ответственных за ECM/BPM. В качестве основной причины называется сложность продукта . Российские игроки рынка СЭД не считают подобные оценки справедливыми и по-прежнему видят потенциал роста.

По данным исследования AIIM, озаглавленного The SharePoint’s Puzzle ("Головоломка SharePoint"), данный вид корпоративного ПО продолжает использоваться в большинстве компаний – 70% респондентов отмечают, что обращаются к нему не менее 1 раза в неделю, а 28% полностью сконцентрированы на работе в нем. Тем не менее, одна из основных функций продукта – управление корпоративным контентом – задействуется нечасто: никто не разворачивает электронный документооборот на базе этого ПО, 44% опрошенных констатируют, что используют ECM/СЭД параллельно с корпоративным порталом MS SharePoint, а у 70% - MS SharePoint не является основной системой. Причиной этого стала чрезмерная сложность продукта в части задействования его многочисленных функций – 46% компаний подчеркивают, что им не хватает знаний, позволяющих в полной мере работать с ним. Обслуживание метаданных и менеджмент нескольких порталов на базе одного решения вкупе с высокими техническими требованиями увеличивают сроки внедрения и время, затрачиваемое на работу в нем. Половина опрошенных вообще относится с сомнением к тому, может ли хранилище контента на базе MS SharePoint удовлетворить их требованиям в части масштабируемости и соответствия стандартам безопасности.

Российские игроки рынка СЭД уверены, что закат MS SharePoint далек. Евгений Червяков, заместитель генерального директора, руководитель направления MS SharePoint компании ЭОС, замечает, что внедрять базовые возможности этой платформы, такие как корпоративный портал, совместная работа, и прикладное решение – две разные вещи. "С одной стороны, платформа SharePoint имеет интуитивного понятный интерфейс, но в любом случае пользователей необходимо обучить, а в случае поверхностного внедрения обучение идет преимущественно минимальным используемым функциям или пользователи изучают систему сами. В таком проекте люди не обращаются к многим функциям, заложенным в платформу, им они не нужны, или используют систему, поскольку самостоятельно разобрались в ней", - говорит он. По его данным, в большинстве внедрений только платформы MS SharePoint в России используются только функции хранения, портала и совместной работы, а другие функции не используется или используются крайне редко. Поэтому эксперт отмечает зависимость использования возможностей платформы SharePoint от решаемых задач и организации внедрения.

"Если говорить о тенденциях использования в 2012 году SharePoint 2010 версии - мы прогнозируем продолжение роаст продаж, поскольку многие приобретают продукт с возможностью перехода на новую версию, но апгрейд с 2007 на 2013, вероятнее всего, не получится, нужно будет сначала перейти на 2010 версию платформы. Драйвером также служит и то, что появляется все больше прикладных решений и повышается их качество, функциональные возможности", - прогнозирует ситуацию представитель ЭОС. Если же говорить о продажах SharePoint 2013 в формате Customer Preview, то, по оценкам ЭОС, они практически расти не будут: многие заказчики не готовы переходить на не вышедшую официально версию, не прошедшую все стадии тестирования и находящуюся на стадии ознакомления, кроме того, не все компании-разработчики успеют выпустить прикладные решения на новой версии платформы MS SharePoint 2013 в этом году.

"MS Sharepoint - очень неоднозначный продукт Microsoft, которого пользователи "ждут" уже почти 10 лет, начиная с версии 2003. За это время у потребителя было достаточно времени изучить его функциональность (по-крупному, она не менялась радикально от версии к версии), - утверждает Олег Бейлезон, главный архитектор "Логики бизнеса". Если он (потребитель) почти за 10 лет не смог освоить продукт - вопросы, скорее, все же не к потребителю. Еще одна претензия к Sharepoint исходит даже не от пользователей, а от разработчиков решений на этой платформе - слишком уж неочевидны некоторые сценарии ее адаптации к бизнес-требованиям. И вопрос этот тоже адресован вендору". Эксперт замечает, что Sharepoint основан на стеке технологий, довольно плохо совмещаемом со стеками конкурентов - и в части пользовательского интерфейса, и в части бизнес-логики: при всей возможной привлекательности новых предложений по Sharepoint всерьез задумываться о переходе на эту платформу могут или те, у кого уже есть установки предыдущих версий, или те, у кого вообще не автоматизированы соответствующие области (или они автоматизированы неудачно). В противном случае трудности смены технологического стека, риски при миграции данных, в сочетании со сложным имиджем Sharepoint, могут стать решающими факторами "против" для лиц, принимающих соответствующие решения, считает специалист.

Сергей Курьянов, директор по развитию бизнеса "Доксвижн", считает важной частью отчета отсутствие у многих заказчиков стратегических планов по использованию продукта: "Они сами не понимают, для чего предполагают его использовать. Сегодняшний MS SharePoint все больше превращается из приложения в платформу. Поэтому много функциональности существует в нем потенциально, как возможность, и требует для своей реализации создания конкретного решения. Очевидно что компетенции у многих заказчиков на самостоятельное создание решения не хватает. Воспринимают они SharePoint все равно как готовое решение, вместо того чтобы сразу приглашать компетентных разработчиков". Эксперт прогнозирует, что SharePoint будет только укреплять свои позиции на этом рынке, и новая версия этому будет способствовать, но одновременно будет усиливаться и "платформенность" SharePoint, усугубляя описанную выше проблему.