Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

ПО для бизнеса: СМБ верит СЭД

Документооборот
, Текст: Михаил Демидов
Компании СМБ-сегмента поставили использование СЭД на первое место в своих бизнес-процессах. Об этом свидетельствуют результаты опроса северо-американских и европейских заказчиков, опубликованные в исследовании Forrester Research о востребованности разных типов ПО для среднего и малого бизнеса. Российские вендоры СЭД с сомнением смотрят на подобные тенденции, однако соглашаются, что на рынке наметился рост таких проектов в СМБ.

Согласно опросу менеджеров, представляющих 934 компании из США и ЕС и отвечающих за внедрение средств совместной работы, СЭД (CMS по версии Forrester Research) находятся на высоком уровне как по потенциалу роста (около 33% для среднего и малого бизнеса), так и по уровню внедрения (45%, больше только у систем видеоконференц-связи для среднего бизнеса и учетных систем). Аналитики отмечают, что СЭД востребована у 69% компаний малого бизнеса, - это выше показателя прошлого года на 59%. Российские игроки рынка СЭД уверены, что подобные данные адекватны только для развитых рынков США и Европы, но отмечают наметившуюся тенденцию к росту использования решений для управления контентом в малых и средних предприятиях.

Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС, комментируя результаты Forrester Research, подчеркивает, что средний и малый бизнес - достаточно интенсивно и динамично растущий сектор экономики, который весьма восприимчив к нововведениям и очень чувствителен к различным способам сокращения издержек. «CMS – это как раз прямая экономия времени, людских и финансовых ресурсов, поэтому неудивительно, что 40-45% таких компаний их внедрили, - рассуждает она. - Цифры вполне реалистичные, и я бы не говорила, что это высокий потенциал роста. Ведь если брать вообще корпоративный рынок и интенсивность автоматизации, то там цифры будут выше, порядка 65%. Не каждое предприятие СМБ может позволить себе в таких объемах внедрять системы, к тому же, я думаю, что отставание идет еще и из-за кризисных явлений, которые, безусловно, имеют место быть в экономике Европы особенно».

Сергей Курьянов, директор по развитию «Доксвижн», замечает, что основная причина таких результатов – широкое распространение социальных сетей и связанной с этим темы привлечения и удержания заказчиков. «Это вызвало новую волну роста интереса среднего и малого бизнеса к интернет-продвижению, и в частности, к апгрейдам CMS. Дополнительный фактор – значительное расширение предложения CMS в облаке, интересное опять-таки для малого и среднего бизнеса», - добавляет эксперт. Он соглашается с тем, что высокие показатели внедрений СЭД применимы в основном для американского рынка, так как в России проникновение CMS не больше 15-25%.

Ирина Кубликова, директор по маркетингу «БОСС-Референт», с настороженностью относится к подобным прогнозам. Она считает, что данные исследования учитывают потенциал роста как внедрения новых систем, так и развитие уже существующих. Если внимательно посмотреть все графики, то, например, по малым предприятиям из 84 компаний 32% собираются внедрять/развивать существующие CMS, в том числе из них 20% уже имеют системы, а 12% (или 14 компаний) планируют внедрить в течение года. Поэтому получившиеся 12% - это не столь большой процент прироста новых компаний-пользователей систем управления контентом, оценивает эксперт. По ее словам, аналитики намеренно используют категорию CMS, которая может включать в себя достаточно большой спектр решений (DMS, архивы, HR-системы, системы управления веб-контентом или медиа-контентом). Однозначно понимать, какие категории систем были учтены, не представляется возможным, причем в России термин CMS давно подменил собой термин WCM (Web Content Management – систем управления содержания сайтом). «Я могу только согласиться, что по данному исследованию, в СМБ-секторе Северной Америки и Европы примерно в 43% компаний системы, подпадающие под категорию CMS, уже внедрены. Какие именно это приложения и в каких масштабах – таких данных здесь не приводится», - подытоживает Кубликова.

В целом, исследование Forrester Research показывает реальное положение дел с распространением систем управления контентом на развитых рынках в сегменте СМБ, которые отдаленно коррелируют с тем, как развивается схожая отрасль в России.