Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Microsoft SharePoint не воспринимают как СЭД

Документооборот
, Текст: Михаил Демидов
Продукт Microsoft SharePoint 2010 по-прежнему популярен в корпоративной среде, где уровень его принятия составляет 60-70%. Тем не менее, в большинстве стратегий развития ИТ-инфраструктуры предприятия сценарий использования MS SharePoint не связан с работой с электронными документами. Российские игроки рынка не удивлены подобными результатами.

По данным опроса независимого аналитического сообщества AIIM, проведенного среди 674 компаний, только 36% применяют MS SharePoint для управления корпоративным контентом, 19% сказали, что их СЭД не подключены к хранилищам SharePoint, а у 11% MS SharePoint работает именно как "чистая" СЭД. В целом применение MS SharePoint для организации ЭДО не входит даже в топ-3 популярных сценариев – первые места отданы совместной работе, развертыванию интранета и портала. Российские эксперты согласны с данными иностранных коллег, но видят, что на отечественном рынке ситуация становится несколько иной.

По данным опроса, проводимого среди заказчиков ЭОС, в большинстве организаций, где стоит MS SharePoint, уже есть интеграция продукта с СЭД. По мнению Елены Ивановой, директора по маркетингу ЭОС, зачастую MS SharePoint покупают именно для автоматизации работы с электронными документами и, по всей видимости, это происходит из-за того, что электронный документооборот - это основа управления в российских компаниях, причем как в бизнесе, так и в госструктурах. На Западе же, считает эксперт, нет такой сильной зависимости именно от документов (бумажных или электронных), и там, скорее всего, нужно говорить об управлении контентом, знаниями, данными, то есть, об ECM в чистом виде, примером которого и является SharePoint. "Возможно, в Европе уровень проникновения в организации MS SharePoint еще не столь масштабен, чтобы говорить о каких-либо репрезентативных данных. Ведь все зависит и от наличия специалистов по продукту в организации, и от того, кого опрашивали. Но, честно говоря, такой низкий процент интеграции СЭД и SPS более чем удивителен. Я бы не стала говорить, что это тренд", - заключает она.

Евгения Капустина, директор по развитию продукта компании "БОСС-Референт", также считает, что понятие СЭД для Запада и России различно, что и определяет такое положение дел на рынке и добавляет к этому саму суть политики Microsoft: "Во-первых, политика Microsoft состоит в том, чтоб зачастую предлагать рынку не готовые решения, а только платформы или технологии, подразумевая, что решения выпустят партнеры. Например, к SharePoint существует большое количество BPM-систем, которые значительно расширяют его возможности. Во-вторых, не стоит забывать о том, что требования к системам управления документами в России и за рубежом разные. Microsoft все же выпускает продукты, которые ориентированы, в первую очередь, на западный рынок. Поэтому за рубежом обычно автоматизируется в первую очередь, коллективная работа и формируется архив документов. В России — канцелярия, поручения, контроль исполнения. Также на Западе более востребованы автоматизации от процесса, что и объясняет наличие большого количества BPM-решений".

Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, похожим образом объясняет такое положение дел по MS SharePoint. Он отмечает, что продукт слаб в конкретной предметной области управления документами и, самое главное, - процессами. Так, по его словам, хуже всего обстоит дело с обратной электронных форм, управлением бизнес-процессами и Case Management (которое эксперт относит к наиболее близкому к российскому понятию СЭД, более широко определяемого, чем канцелярия). "Эти проблемы, скорее всего, имеют не технический, а рыночный источник - все эти инструменты в SharePoint есть, но они все универсальные, не содержащие бизнес-логики предметной области СЭД (например, назначить задание, поручить контроль исполнения, создать документ, учесть исполнение задания и контроля и т.п.) Microsoft справедливо полагает, что решения в конкретных предметных областях - забота партнеров, а не вендора. Такие продукты третьих фирм есть, они развиваются, их предложение растет, но видимо еще не может полностью заполнить нишу", - объясняет специалист, замечая, что ситуация в России не отличается от общемировой.

"36% тех, кто использует SharePoint для управления корпоративной информацией, достаточно неплохо коррелирует с 29% пользователей SharePoint 2010 (21% - новых и 8% - апгрейдов). Ведь именно версия 2010 и ее возможности поставили SharePoint в один ряд с лидерами индустрии ECM. Поэтому я бы сказал, что 36% - это не "только", но "уже", ведь прошел только год с момента выхода новой версии. И, учитывая те инвестиции, которые компании сделали в классические ECM-системы (финансовые, организационные, человеческие) - это "целых" 36%", - анализирует детально отчет AIIM Евгений Стаханов, директор по развитию направления портальных решений компании Terralink. Он видит в отчете также, что 85% опрошенных планируют использовать SharePoint как СЭД, а 68% планируют использовать интегрированное решение SharePoint плюс репозитории других ECM. Это доказывает, что применение SharePoint как СЭД непрерывно расширяется, и этот тренд будет продолжаться в ближайшие годы, в том числе, и в России. "SharePoint - это в первую очередь портал. Поэтому неудивительно, что на первых трех местах идут базовые, корневые портальные функции - совместная работа, интранет, сайты отделов/команд, а сразу за ними – документооборот, - рассуждает он. - При этом надо отметить, что граница между порталом и популярными бизнес-приложениями постепенно стирается. Возможно, через несколько лет вопрос разделения СЭД и портала будет уже совершенно неактуальным".