Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Выбор СКБ ЭП: предприятие определилось с СЭД

Документооборот

Управление бизнес-процессами, связанными с проектной работой, в условиях современной экономики требует применения решений в области автоматизации. Использование СЭД DocsVision для упорядочивания технической документации, создания корпоративной базы данных и оценки труда исполнителей позволило СКБ ЭП с помощью интегратора RKIT Group достичь положительных результатов.

Специализированное конструкторское бюро электротехнического приборостроения (СКБ ЭП) является одним из ключевых игроков рынка электротехнического оборудования в России и СНГ. Его доля производства приборов контроля высоковольтных выключателей составляет 94%. С точки зрения организации бизнеса СКБ ЭП представляет собой малое (количество сотрудников – порядка 50 человек) производственное предприятие полного цикла (разработка, изготовление и реализация).

Основные показатели деятельности СКБ ЭП - успешно подготовленные и реализованные проекты в области создания нового конкурентоспособного диагностического оборудования в области энергетики. Схема работы построена так, что менеджмент СКБ ЭП проводит утверждение проектов и планов разработок новых приборов. На их основе сотрудники предприятия, работающие на окладе (конструкторский и технологический отделы, отдел разработки и программного обеспечения), объединенные в группы, проводят НИОКРы и эксперименты, отражая результаты в отчетах. До недавнего времени эти процессы реализовывались в рамках традиционного бумажного документооборота. Это приводило к временным задержкам в процессах согласования и не всегда обеспечивало должный уровень ответственности сотрудников предприятия, поскольку менеджмент не мог должным образом проконтролировать их работу. Для решения этих проблем руководство СКБ ЭП обратилось к интегратору RKIT Group с целью внедрения СЭД.

Принять решение

В списке основных задач, решение которых являлось критически важным для конструкторского бюро, значилась автоматизация работы отдела разработки электроники. Выбор этого участка для реализации пилотного проекта СЭД был обусловлен его значимостью в хозяйственной структуре предприятия.

До внедрения системы электронного документооборота в нем присутствовало несколько проблемных зон. Во-первых, в рамках бумажного обмена проектной документацией было невозможно просчитать и оценить эффективность работы сотрудников, участвующих одновременно в нескольких проектах. Это требовалось и для обеспечения взаимозаменяемости штата в случае увольнения, ухода в отпуск или болезни работников, и для поддержания непрерывности производственного цикла. Во-вторых, по той же самой причине учет незапланированных работ вызывал затруднения при подготовке планов на следующий месяц, что не позволяло в полной мере контролировать уровень загруженности персонала.

На этапе выбора было рассмотрено несколько систем, в том числе и специализированные PDM-решения. Но после изучения всех предложений руководство СКБ ЭП пришло к выводу, что компании недостаточно просто автоматизировать технический документооборот, так как без организации эффективного взаимодействия между подразделениями и перехода на новый уровень управленческой культуры, нельзя достичь необходимой степени увеличения результативности работы.

В итоге в роли компании, осуществляющей ИТ-консалтинг и интеграцию СЭД, была выбрана иркутская RKIT Group. Специалисты интегратора создали прикладное решение на базе СЭД DocsVision, которое смогло решить поставленные СКБ ЭП бизнес-задачи.

Реализовать проект

В целом ход практической реализации проекта автоматизации производственной деятельности предприятия проводился по двум направлениям. RKIT Group взялась за организацию работы с задачами и поручениями. Она заключалась в создании и разграничении плановых и внеплановых задач на уровне сотрудников и менеджмента, введении механизмов отслеживания состояния текущих выполняемых задач (в том числе, и в автоматическом режиме), достижения плана, оценки трудозатрат на выполнение этих задач (в почасовом разрезе) и передачи задач на исполнение другому сотруднику. Для этого в рамках решения на базе DocsVision 4.1.1632 были созданы следующие ресурсы: "Задачи и поручения", "Отгулы, отпуска" и "Планирование". Каждый сотрудник (как исполнитель, так и руководитель) получил виртуальную папку, в которую поступают рассылаемые через стандартный интерфейс DocsVision задачи и поручения и где формируются отчеты о проделанной работе, и папку самоконтроля. С учетом специфики деятельности СКБ ЭП интегратор настроил несколько видов задач с дополнительными свойствами-признаками.

Это направление автоматизации предполагало реализацию автоматической генерации отчетов на основе разных выборок: по сотруднику, по проекту, по состоянию задач и поручений за определенный период. Отчеты же по плановой и фактической загрузке исполнителей, включая такие наглядные инструменты планирования, как диаграммы Ганта, формировались на базе шаблонов в MS Excel с использованием макросов, написанных на VBA.

Второе направление - организация корпоративного поиска документации -предполагало создание электронного архива в соответствие с принятыми практиками документооборота (включение реквизитов документов, структуризация на основе справочника категорий).

Оценить результаты

Проект пилотного внедрения СЭД DocsVision в СКБ ЭП занял три месяца и обошелся заказчику примерно в 100 тыс. рублей.

В ходе развития проекта интегратор сталкивался с двумя ключевыми проблемами. С одной стороны, сотрудники предприятия проявляли консервативное отношение к идее автоматизации. С другой стороны - в компании наблюдалось некоторое несерьезное восприятие самой системы. Тем не менее, активное участие руководства в реализации проекта позволило за короткое время преодолеть трудности, связанные с переходом на новую технологию работы и адаптацией к системе. По словам первого заместителя генерального директора компании "СКБ ЭП" и куратора проекта внедрения DocsVision Ольги Екатерининой, "...проект себя оправдал – поставленные задачи повышения эффективности работы сотрудников, контроль исполнения планов и распоряжений решены в полном объеме, в достаточно сжатые сроки. В настоящее время идет процесс по созданию базы знаний компании, ее автоматического наполнения и актуализации, что позволит нам повысить свою конкурентоспособность". В итоге на предприятии реализован эффективный и точный контроль задач и проектов, что позволило добиться максимального сближения плановых и фактических сроков.

Основные эффекты от внедрения СЭД в СКБ ЭП

Эффект\Контингент Руководители верхнего звена Руководители среднего звена Сотрудники отделов
Прозрачность бизнес-процессов Организация слаженной работы, контроль исполнения, оценка и прогнозирование сроков исполнения, оценка эффективности исполнителей, гибкая система отчетности Контроль исполнения, оценка эффективности исполнителей, контроль загруженности персонала Возможность планирования рабочего времени
Повышение качества Качественный рост выполняемых работ сотрудниками Обеспечение непрерывности производственного цикла Наличие средств для поиска документов
Разграничение доступа к данным, исключение возможности утери документации, возможность делегирования доступа к данным другим сотрудникам, замещающим отсутствующего или уволившегося работника Исключение возможности утери документации, возможность делегирования доступа к данным другим сотрудникам, замещающим отсутствующего или уволившегося работника

Источник: RKIT Group, 2010

Основным эффектом от внедрения СЭД на предприятии для управляющего персонала стали обеспечение прозрачности протекания бизнес-процессов как в целом по компании, так и на уровне работы конкретных сотрудников, в том числе, и на уровне взаимозаменяемости исполнителей. Как следствие, увеличилось качество выполненной работы. Сотрудники же получили возможность планирования своей работы.

Потенциал дальнейшего развития проекта автоматизации руководство СКБ ЭП видит в распространении решения для управления другими отделами предприятия, а также расширении функциональности. Предприятие планирует расширять количество АРМ-ов, создавая в итоге единое типовое рабочее место для новых сотрудников компании. Помимо этого, СКБ ЭП собирается в дальнейшем расширять электронный архив документов и развивать базу знаний. Удачную практику управления отделом разработки руководство СКБ ЭП намерено перенести и на другие отделы за счет настройки бизнес-процессов типовых управленческих процедур с целью упрощения процедур контроля. Помимо этого, к СЭД будут подключаться и CRM-, и ERP-решения, и системы сбыта для улучшения процессов менеджмента на предприятии.

Михаил Демидов