Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Владимир Баласанян: Межведомственный ЭДО оттачивается на практике

Документооборот

Информатизация российского госсектора в настоящее время продвигается неравномерно. Поставщики ИТ-услуг готовы снабдить правительственные организации необходимыми решениями. Однако, несмотря на то, что отдельные регионы предпринимают шаги на пути к "электронному правительству", до перехода к полноценному электронному взаимодействию государства и граждан еще далеко. О ходе процессов информатизации в госсекторе, актуальных проблемах становления российского электронного документооборота и электронных услугах государства, а также о проектах и решениях ЭОС, реализуемых для госзаказчиков, рассказывает генеральный директор компании ЭОС Владимир Баласанян.

CNews: Как вы оцениваете современный уровень информатизации госсектора?

Владимир Баласанян: Впечатление двоякое. С одной стороны, вливание немалых денег в рамках первой части программы "Электронная Россия" позволило повысить уровень информатизации большинства федеральных органов власти и большого числа регионов. Этот уровень во многих ведомствах весьма высок - с точки зрения создания компьютерной инфраструктуры и приложений, наличия квалифицированного персонала. Некоторые решения вполне соответствуют международным критериям.

С другой стороны, если говорить об отдаче в плане реальных возможностей оказания услуг в электронном виде, то, на мой взгляд, она минимальна. Исключением является ситуация в отдельных отраслях и регионах. Это имеет свое объяснение: неоднократно говорилось, что программа "Электронная Россия" в лучшем случае оказывает финансовую помощь тем или иным ведомствам в их процессах информатизации, но дальнейшие действия ведомства должны совершать самостоятельно.

CNews: Можно ли сказать, что в плане информатизации госсектора подвижки в лучшую сторону все же наблюдаются?

Владимир Баласанян: Конечно, они очевидны, и в первую очередь это касается проявления политической воли в этой области. Если ранее "электронное правительство" и все, что связано с информатизацией органов власти, было фактически отдано на откуп двум ведомствам (Минэкономразвития и Минсвязи), то с 2008 года началось поэтапное перемещение управления всем этим процессом в аппарат правительства. Последним ключевым решением, поставившим точку в этом процессе, стало создание правительственной комиссии по информатизации органов власти, которую возглавил Сергей Собянин, вице-премьер, руководитель аппарата правительства - теперь оно само отвечает за "электронное правительство", и это единственно верное решение.

Правительством уже запущены две крупные инициативы, направленные на конкретные задачи: одна из них связана с электронизацией услуг и развертыванием портала госуслуг. В ответ на инициативы правительства, в регионах начали предприниматься шаги по развитию технологий с учетом новых требований органов власти. Иначе теперь нельзя.

CNews: Какие события, произошедшие за истекший год в сфере электронного межведомственного документооборота, вы бы отметили?

Владимир Баласанян: Развитие электронного межведомственного документооборота – вторая крупная инициатива правительства - тоже перешло в практическую плоскость. Под эгидой ФСО успешно реализован пилотный проект МЭДО, к участию в котором привлечен и ЭОС. Система МЭДО обеспечивает взаимодействие систем электронного документооборота аппарата правительства и аналогичных систем, используемых в федеральных органах исполнительной власти. Это взаимодействие обеспечивается посредством защищенной электронной почты и специальных аппаратно-программных средств, осуществляющих сопряжение систем при обмене электронными документами. Зоной нашей ответственности в пилотном проекте было взаимодействие СЭД Минсельхоза с СЭД аппарата правительства и с СЭД других участников пилотного проекта. В настоящее время расширяется круг ведомств, участвующих в проекте, а также номенклатура документов, обмен которыми будет осуществляться в электронной форме. По каждому виду документов переход на электронный обмен осуществляется поэтапно. Сначала отрабатывается технология электронного обмена при сохранении бумажного, после чего прекращается отправка бумажных документов. Для справки - акты правительства стали рассылаться только в электронном виде еще в прошлом году.

В этом году запланированы также мероприятия по расширению функциональности электронного взаимодействия ведомств. Для того чтобы в маршрутизации электронного документа не приходилось принимать участие человеку, с документом должен посылаться набор метаданных - структурированных реквизитов, - который позволяет автоматически обрабатывать документ. В утвержденных технических требованиях системы МЭДО оговорен некий минимальный набор данных, который посылается вместе с документом. Впереди еще более сложная задача - при автоматизированной обработке поступившего документа СЭД должна формировать новые метаданные, отражающие состояние работы с документом. Но пока не определено, какие данные дополнительно должна вырабатывать система электронного документооборота, чтобы в режиме онлайн информировать инициатора документа или других заинтересованных лиц о его текущем состоянии.

Начало реализации проекта МЭДО сразу же породило цепную реакцию. В целом ряде ведомств и регионов руководители поставили задачу перехода на преимущественно электронный документооборот в 2010 году. И мы имеем уже большой портфель заявок на работы по внедрению и отработке технологий межведомственного взаимодействия.

CNews: Какие проблемы в информатизации госсектора, в том числе в части электронного документооборота, вы видите?

Владимир Баласанян: Например, остается нерешенным вопрос о правомочности электронного документа, а также о том, каким образом можно сделать правомочную бумажную копию электронного документа. Например, в Италии работает сертифицированная электронная почта, которую государство ввело нормативным актом. Все организации обязаны иметь в этой системе свои электронные почтовые ящики. Граждане тоже имеют такое право, причем для них услуга бесплатная. Письмо, написанное с помощью этой почты, автоматически становится юридически значимым. Оно может иметь или не иметь ЭЦП, но у него есть авторство, а доставку гарантирует сама почта. Когда вместе с электронным письмом требуется доставка бумажной копии, почтовое отделение его распечатывает, а затем заверяет подписью своего уполномоченного сотрудника и доставляет адресату.

Кстати, есть такой опыт и у нас - в Татарстане создан институт уполномоченных внутриведомственных "нотариусов", которые заверяют бумажную распечатку юридически значимого электронного документа. Но в целом в РФ эта проблема не решена – не хватает нормативных актов.

Но и здесь в настоящее время мы наблюдаем знаковую законотворческую активность. Сейчас в Государственной думе рассматриваются три важнейших законопроекта, связанных с цифровой подписью и оказанием государственных услуг в электронном виде. Таким образом, в самое ближайшее время в стране произойдет юридическая "легализация" электронного документооборота.


Владимир Баласанян: Если мы снимем барьеры в области электронного документооборота, выиграют все участники рынка

К сожалению, сейчас недооценивается важность стандартизации в области электронного документооборота, я не вижу целенаправленного движения этой области. Большие средства вкладываются в разработку программных и аппаратных средств, но практически не финансируется разработка стандартов, например, типовых требований к системам и их взаимодействию, терминологических и т.д. А ведь выработка, например, стандартов по взаимодействию могла бы исключить дополнительные затраты заказчиков на организацию взаимодействия систем различных разработчиков. Выиграли бы от этого и разработчики, поскольку проще один раз реализовать требования принятого стандарта, нежели всякий раз делать индивидуальные решения.

CNews: Какую роль для компании ЭОС сейчас играет направление, связанное с участием в проектах по созданию "электронного правительства", и, более широко, с участием в формировании государственного регулирования в области СЭД?

Владимир Баласанян: ЭОС, как я уже отметил, является одним из ключевых участников реализации проекта МЭДО, с самого начала нас привлекали для консультаций по ряду принципиальных вопросов этого проекта. И именно на примере Минсельхоза отрабатываются предлагаемые технические решения взаимодействия аппарата правительства с федеральными ведомствами. Это не случайно, так как мы являемся лидерами рынка СЭД не только как поставщики систем, но и как центр компетенции в области электронного документооборота. Для нас это крайне важно, поскольку именно на госструктурах и отрабатываются сейчас многие "электронные" решения будущего.

Учитывая важность проекта МЭДО для будущего электронного документооборота в нашей стране, мы по своей собственной инициативе выполнили уникальное и масштабное исследование состояния и путей решения проблем межведомственного электронного взаимодействия в России и мире. В апреле мы представим профессиональной общественности результаты этого исследования – оно будет издано в виде книги "Современные идеи и опыт государственного управления. Межведомственное электронное взаимодействие".