Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Виктор Вайнштейн: Бумажки больше никто носить не будет

Документооборот

Российский рынок СЭД приближается к насыщению, число новых внедрений снижается, некоторые участники рынка говорят о стагнации. Генеральный директор компании «Логика бизнеса» Виктор Вайнштейн рассказал CNews, как решения ECM для работы с неструктурированной информацией и применение свободных платформ помогают расширить рынок, на котором компания рассчитывает стать лидером.

CNews: Как в последнее время развивается российский рынок ECM?

Виктор Вайнштейн: ЕСМ-рынок в России имеет определенную специфику. Что касается информационных систем в этой области, то на рынке доминируют платформы международных вендоров. В мире под ЕСМ понимаются любые информационные системы, работающие с неструктурированной информацией: документами, скан-образами, видео, мультимедиа – тем, что называется энтерпрайз-контентом. Поэтому платформы, которые приходят на наш рынок, – это платформы широкого профиля. Они позволяют реализовывать любые бизнес-процессы, связанные с неструктурированной информацией.

В России же много лет превалировало направление, связанное с отдельной областью ЕСМ, – системами электронного документооборота (СЭД). У нас всегда любили и умели делать системы бюрократического документооборота. Когда в начале 90-х на появившемся рынке появились первые информационные системы (компания «АйТи» на рынке как раз с начала 90-х), все они были построены вокруг документооборота.

Тенденция последних лет заключается в том, что крупные компании пришли к пониманию: ЕСМ – это шире, чем документооборот. И все наши последние крупные проекты включают не только документооборот, но и более широкий спектр ЕСМ-систем, к которым можно отнести различного рода хранилища неструктурированной информации, необходимой для бизнес-процессов крупных территориально распределенных компаний.

CNews: Приведите примеры работы с неструктурированными данными.

Виктор Вайнштейн: Типичный пример – корпоративные финансы. Когда в каком-то регионе создается крупный центр обслуживания, занимающийся бухучетом для всех филиалов компании, нужно обеспечить бизнес-процессы по сбору во всех регионах первичных финансовых документов, их распознаванию, отправке в центр обслуживания, учету и анализу.

Другой пример – техническая документация. В больших территориально распределенных компаниях есть масса технической, проектно-сметной или технологической документации, включающей планы зданий, сооружений и т.п. Она поступает от поставщиков, проектных институтов и постоянно используется. Такую документацию нужно помещать в электронное хранилище и уметь управлять этим.

Еще один яркий пример неструктурированных данных – коллекции мультимедийных документов. Большую известность получил ЕСМ-проект «Электронная библиотека Ельцина», в рамках которого собирались электронные книги и мультимедийные документы. Похожий проект мы делали для республики Башкортостан.

CNews: На каких платформах базируются подобные решения?

Виктор Вайнштейн: Локальные компании, как правило, создают те или иные функциональные решения на базе международных ЕСМ-платформ. Помимо тенденции к более широкому применению этих платформ (не только для СЭД), мы видим еще одну заслуживающую внимания тенденцию: появляются игроки, которые строят свои решения на технологиях Open Source (свободное программное обеспечение с открытым кодом, СПО).

Ряд компаний сталкиваются с проблемой: чем шире платформа входит в бизнес, тем больше пользователей у нее появляется. Условно говоря, когда-то СЭД использовала только канцелярия, а потом ее начали использовать все менеджеры, потому что все документы приходили в электронном виде. В такой ситуации не всем клиентам подходит традиционная лицензионная модель. Некоторые хотят иметь и продукт, и определенную свободу его тиражирования. Поэтому многим нравится СПО. Однако СПО не решает всех проблем. Решения с открытым кодом менее «вылизанные». Кого-то может не устраивать уровень технической поддержки СПО-решений. Но определенную рыночную нишу они занимают.

CNews: А «Логика бизнеса» использует СПО?

Виктор Вайнштейн: До недавнего времени мы ассоциировались в основном с «Босс-Референтом» (сейчас наше семейство продуктов имеет зонтичное название «Логика ECM»). Действительно, «Логика ЕСМ. СЭД» на платформе IBM Domino, который раньше и назывался «Босс-Референт», – это наш самый зрелый продукт. Он внедрен на большом числе предприятий: практически все дочерние общества АФК «Система» (МТС, «Башнефть», МГТС, «МТС-банк»), ФНС, «Роснефть», «Уралвагонзавод», масса заказчиков в банковской, телеком-сфере, средние предприятия. Я считаю, что это лидер по количеству пользователей в стране.

Но быть монопродуктовым лидером на рынке СЭД, количество внедрений на котором снижается, – заявка из области фантастики. Поэтому в последние годы мы активно инвестировали в создание ЕСМ-продуктов на разных платформах. Активно инвестируем в платформу IBM FileNet, на которой можно строить самые серьезные ЕСМ-решения. На данный момент, я думаю, у нас самая большая в России практика, связанная с технологией FileNet. Например, решение для электронного хранилища финансовой документации в «Транснефти» и «Роснефти» создано на FileNet. У нас появился даже целый набор связанных продуктов на этой платформе для топ-сегмента рынка.

Для более бюджетного сегмента, представители которого не столь критично относятся к масштабированию, надежности и поддержке, но хотят иметь хорошее решение, мы создаем решения на СПО-платформе Alfresco. Мы построили продукт «Логика ECM. Бизнес-платформа» на Alfresco, в котором реализованы функциональные задачи, с помощью которых можно строить самые разные системы. И жизнь доказала нашу правоту: хотя решению на Alfresco всего год, мы участвуем уже в целом ряде крупных пресейлов.

Для сегмента органов госвласти у нас есть решение на СПО-платформе JBoss, которое называется «Логика ECM. Госуправление». Оно стоит в правительстве Башкирии, в Псковской администрации, в ряде госагентств. В таких случаях мы передаем заказчику код на наши решения, как это было, например, в Башкирии.

Многие в компании спрашивают меня: «Виктор, у нас есть СЭД на Alfresco, СЭД на IBM Domino, на JBoss. Зачем нам столько платформ?». Я отвечаю им очень просто: мы выбираем платформы так, чтобы создавать решения для разных сегментов рынка, потому что только такой подход поможет соответствовать ожиданиям большинства заказчиков.

CNews: Аналитики отмечают снижение числа новых внедрений СЭД. И вы об это говорите. Будет ли в связи с этим снижаться объем рынка?

Виктор Вайнштейн: Да, количество внедрений СЭД снижается, но это не означает, что снижается количество пользователей СЭД. Наоборот, оно растет. Снижение числа внедрений свидетельствует о том, что рынок насыщается. Но на локальном рынке есть хорошее окно возможностей, потому что рынок расширяется за счет новых решений.

Мы видим, что компании, которые внедрили СЭД в 2000-х, начинают присматриваться к новым платформам, желая заменить старые. Кто-то выбирает более перспективные, по их мнению, платформы и, соответственно, ищет поставщика, который готов им предложить решение на этой платформе. Кто-то переходит на СПО. Эта тенденция к миграции на новую платформу, возможно, пока не очень серьезная, но несколько кейсов в нашей практике уже было. Например, компания МТТ перешла с Documentum на решение на платформе IBM Domino. Недавно «Аэрофлот» решил модернизировать свою СЭД, перейдя при этом с платформы IBM Domino на IBM FileNet.

Я верю, что в бюджетном сегменте рынка произойдет смена парадигмы СЭД, потому что малый бизнес все больше уходит в облачные системы. Это касается не только СЭД, но и бухгалтерских систем, электронной почты, бизнес-приложений, CRM. Так что облачный СЭД для малого бизнеса займет свою нишу. Для крупных компаний из топового сегмента облачные решения сейчас не являются приоритетными по целому ряду причин: это и безопасность, и необходимость кастомизации под конкретного заказчика, и так далее.

Да, рынок насыщается, но отказываться от дальнейшего развития и модернизации СЭД никто не будет. Электронный документооборот вошел в плоть и кровь современной компании. Бумажки больше никто носить не будет.

CNews: Каков спрос на ECM-решения в России?

Виктор Вайнштейн: Постепенно в нашей структуре продаж количество ЕСМ-проектов по созданию электронных хранилищ данных начинает превалировать над числом СЭД-внедрений, в том числе в денежном выражении.

CNews: Наблюдаете ли вы интерес к традиционным ИТ-трендам в области ECM: например, мобильным решениям?

Виктор Вайнштейн: Ситуация странная. У наших продуктов есть мобильные клиенты на платформе iOS. Решение востребовано, но я бы не назвал спрос ажиотажным. Мы сейчас делаем несколько пилотов, чтобы просто понять, почему. Где-то сложности связаны с безопасностью: соответствующие корпоративные службы не любят, когда данные куда-то уходят. Возможно, когда эффект новизны проходит, топ-менеджер понимает, что ему удобнее работать с системой не на планшете, а на большом экране. Мы изучаем причины.

CNews: Прослеживается ли в сфере ECM другой тренд – социализация?

Виктор Вайнштейн: В нашем сегменте элементы социальных сетей пока не очень хорошо приживаются. Хотя у IBM есть неплохое решение, в котором применены все технологии, пришедшие из социальных сетей: возможность тегировать, вести горизонтальные коммуникации, подписываться и так далее.

CNews: Востребованы ли облачные решения?

Виктор Вайнштейн: Мы можем создавать для наших клиентов частные облака, и активно пользуемся этими элементами. За публичное облако у нас в группе отвечает компания Unicloud. В тех случаях, когда нужно, например, обеспечить взаимодействие с контрагентами, мы интегрируемся с ними. Скоро будем делать первые такие проекты для крупных компаний с множеством контрагентов, где облачное решение позволяет организовать взаимодействие с юридически значимым документооборотом.

CNews: Вы возглавили компанию «Логика бизнеса» в мае, когда BPM-направление отделилось от «Логики бизнеса 2.0» и стало самостоятельной бизнес-единицей. Расскажите о предпосылках реорганизации.

Виктор Вайнштейн: Группа «АйТи», которая на рынке уже более 20 лет, всегда придерживалась смешанной продуктово-сервисной стратегии и вывела на российский рынок целый ряд продуктов в разных областях. Это и системы кадрового учета (БОСС-Кадровик), и СЭД (это направление существовало в компании с 90-х годов как одно из подразделений, занимающихся развитием и продажами системы, построенной на платформе IBM Domino). Несколько лет назад руководство запустило несколько инвестиционных проектов в области ECM. Впоследствии вся ЕСМ-практика – связанная с распознаванием документов, их поиском, различного рода ЕСМ-системами и, конечно, СЭД – была выделена в отдельную бизнес-единицу.

Через какое-то время возникла гипотеза: не является ли этот бизнес комплементарным к консалтингу в области BPM. Появилась компания «Логика бизнеса 2.0», в которой были объединены активности, связанные с BPM-консалтингом, и ЕСМ-практика, которая все-таки продуктово-сервисная, а не консалтинговая.

Но не все гипотезы бывают верными. Хотя было реализовано несколько проектов, где люди действительно работали сообща, мы поняли, что синергии не получается. По двум причинам. Во-первых, потребители услуг по ВРМ-консалтингу и потребители сервисов, связанных с ЕСМ, – разные в организации заказчика люди. Даже если мы что-то предлагаем от имени ВРМ-консалтинга, выбор ECM-решения может быть необъективным. Т.е. возникает конфликт интересов. Во-вторых, отличаются внутренние модели бизнеса консалтинговой и производственной продуктово-сервисной компании. И это отличие не позволяло выстроить единую эффективную экономическую модель работы в таком конгломерате.

Когда мы это осознали, руководство приняло решение о разделении бизнесов. Но, конечно, мы не перестали общаться и делать совместные проекты. Мы взаимодействуем со многими компаниями внутри группы: с интегратором по поставке «железа», с коллегами, которые занимаются облачным документооборотом, и с ВРМ-командой в проектах, где у заказчика востребован консалтинг и описание бизнес-процессов перед внедрением ECM.

Результаты решения о разделении бизнесов уже видны: сконцентрировавшись на своих направлениях, и «Логика бизнеса», и «Логика BPM» показали существенный рост оборота. (По информации Cnews, оборот «Логики BPM» увеличился в 2 раза).

CNews: С какими трудностями вам пришлось столкнуться на новой должности?

Виктор Вайнштейн: Одна из самых больших трудностей – создать продукт, который, с одной стороны, будет подпитываться ожиданиями заказчиков, а с другой, не уйдет в сторону. У нас было несколько случаев, когда от продуктового дерева отходила какая-то ветвь решения для большого и серьезного заказчика. И оно было настолько кастомизировано для этой организации, что потом, когда мы выпускали новую версию общего продукта, мы не могли ее поставить заказчику. Чем хорош «коробочный» продукт и чем он отличается от заказного решения? Каждый платит только часть стоимости развития продукта. Чем больше заказчиков платят за обслуживание, тем дешевле каждому из них обходится новая функциональность. Баланс между тем, что нужно конкретному заказчику, и тем, что нужно всем, – удержать тяжело. Эта задача требует серьезных дискуссий: наши разработчики спорят, стоит ли включать задачу в функционал или она нужна только одному заказчику. Но такая задача гораздо интереснее, чем работа по чисто сервисной модели, которой я занимался много лет.

CNews: В каких направлениях ведется разработка новых продуктов?

Виктор Вайнштейн: Сейчас таких направлений два. Это реализация функциональности СЭД на платформах, отличных от нашей базовой платформы, на которой построено решение «Логика ECM. СЭД» (экс «Босс-Референт»): Alfresco, FileNet и JBoss. И реализация ЕСМ-систем для финансовых, технических и проектно-сметных документов. Здесь цепочка такая: для того, чтобы хранилище было построено, нужно уметь документ распознавать, собирать, тегировать, искать, хранить, давать доступ и так далее. Когда активная работа с этими документами заканчивается, их нужно правильно архивировать, уничтожать, списывать или доставать обратно, если это необходимо. Когда мы эти документы архивируем, возникают задачи, связанные с хранением оригинала, и в дело включаются чуть ли не роботизированные тележки, потому что наши клиенты крупные, и бумаги у них много.

CNews: Ранее вы говорили, что в течение 2-3 лет хотите создать из «Логики бизнеса» продуктово-сервисное подразделение с оборотом более миллиарда рублей в год. Это по-прежнему актуально?

Виктор Вайнштейн: По итогам текущего финансового года, который у нас заканчивается 1 апреля, мы планируем вырасти на 30%, а это примерно в 2 раза больше роста рынка. Мы ожидаем, что к концу финансового года оборот составит 800-850 млн рублей. Структура оборота такова: 50% – сервисы, 20% – платформенные лицензии от компаний-поставщиков, 20% – лицензии на наши продукты и 10% – оборудование, необходимое в проектах.

Таким образом, миллиардная планка вполне достижима. Если все будет нормально с рынком, то в следующем году. Если на рынке будут сложности, все-равно в течение 2–3 лет цель достижима. И мне это очень приятно, потому что не люблю бросать слов на ветер.

В этом году мы отработали эффективнее: компания не просто выросла, но и структура бизнеса стала более маржинальной – увеличилась доля собственных работ и услуг. В 2013 году мы выполнили 88 проектов в различных областях ЕСМ. Думаю, сейчас число пользователей наших продуктов превышает 50 тысяч.

Продажа лицензий через партнеров выросла на 65%.Но больше всего я рад не столько этому росту, сколько первой партнерской продаже СЭД для госпредприятий на СПО-платформе. Партнеры, в основном продававшие наше зрелое решение «Логика ECM. СЭД», начали активно присматриваться к нашим решениям на платформе Alfresco и JBoss.

CNews: Расскажите о ваших последних проектах.

Виктор Вайнштейн: Из того, о чем мы еще не говорили, могу назвать завершенный серьезный ECM-проект в АК «Транснефть» (подрядчик ЗАО «АйТи»). Это хорошее ЕСМ-внедрение в области управления финансовыми документами. Мы использовали решения нескольких вендоров: платформу ABBYY для сканирования и распознавания документов и платформу IBM FileNet, на которой построено наше решение «Логика ECM. Финансовые документы». Этот проект в одном из региональных центров «Транснефти» обеспечивает полный доступ к первичной бухгалтерской информации на местах из центра. Мы будем продолжать работу с «Транснефтью» в этом году, расширяя взаимодействие.

Подобный проект мы сделали в компании «РН-Учет», которая оказывает услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также администрированию финансовых операций для НК «Роснефть» и более 300 ее дочерних обществ. Там стоит и наша СЭД и наша система работы с финансовой документацией.

В одной из ведущих страховых компаний мы реализовали наше совместное с ABBYY решение по потоковому вводу первичных клиентских документов, которые связываются с производственной системой и потом кладутся в электронное хранилище данных. Кстати, мы единственный платиновый партнер компании ABBYY в России.

CNews: Заказчики удовлетворены результатами?

Виктор Вайнштейн: Сейчас наши заказчики вместо нескольких дней тратят на обработку пакета первичных финансовых документов несколько минут. Такой показатель не может не радовать.

Также эти решения помогают быстро отвечать на запросы регуляторов. Например, ФНС просит срочно предоставить отчетность или документы за определенный период по такому-то региону. Раньше вся бухгалтерия на недели выпадала из мира, готовя такой отчет. Мне рассказывали о грузовиках с платежками за три месяца в каком-нибудь регионе.

Сейчас же эта работа занимает несколько дней, так как все документы отражены в электронном хранилище данных, привязаны к реальным бумажкам, которые находятся в физическом архиве. Сокращение трудозатрат и избежание штрафов дают непосредственный экономический эффект.

Александра Кирьянова