Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Рынок СЭД 2013: правила диктуют разработчики

Конференции Документооборот

Россия уже привыкла к СЭД. Регионы активно избавляются от бумажного документооборота, компании оптимизируют бизнес за счет подобных решений. При этом многие российские разработки ничуть не уступают западным ECM и по функционалу покрывают текущие и даже будущие потребности российских предприятий. О том, что все еще мешает развитию рынка и о результатах внедрений говорили участники конференции "Рынок СЭД 2013: новые требования", организованной CNews и CNews Analytics.

В целом по России в год готовятся 13 млрд комплектов первичных документов, и львиная их доля приходится на отрасль ритейла, где каждая отгрузка товара сопровождается пакетом бумаг. Иногда в магазины приходится отправлять целые грузовики с документами вместо продуктов. Таковы были до сих пор требования законодательства.

Алексей Митин, координатор проектов ЭДО "Реал Россия", рассказал об опыте перехода к безбумажному взаимодействию со своими контрагентами. Один гипермаркет генерирует около 28 тыс. заказов в год, что приводит к обработке порядка 500 тыс. пакетов первичной документации для компании в целом, при этом расходуется более 150 тыс. листов бумаги только для согласования ценовых листов. Пакет первичной документации, переведенный в электронный формат, дает 40 руб. экономии, так что крупному ритейлеру определенно есть за что бороться.

Дмитрий Капралов, начальник информационно-аналитического управления компании "Учетно-финансовый сервис", поддерживающей компании "КЭС-Холдинга" в сфере бухгалтерских услуг и налогового учета, привлек внимание к задаче создания общих центров обслуживания, что в холдинговых структурах позволяет добиваться существенного снижения издержек. Однако функционирование таких центров невозможно без внедрения СЭД в силу обычно присущей большим компаниям географической распределенности.

Документы сканируются в филиалах и в электронном виде передаются в единый центр обслуживания, где принимаются к учету. Внедрение системы еще продолжается, но уже можно говорить об эффективности: трудозатраты на подготовку комплекта документов по встречной проверке сократились в 3 раза.

СЭД в ИТ-ландшафте

Чтобы обеспечивать выполнение сквозных бизнес-процессов, СЭД обязательно должна работать в режиме интеграции с другими корпоративными системами, в первую очередь с ERP. Потому что для принятия решений менеджерам нужны не только документы, им также нужны данные из учетных систем.

На проблемных вопросах интеграции корпоративных СЭД и ERP остановился Владимир Лукоянов, руководитель Центра управления сертификатами и ИТ специализированного депозитария ВТБ. Преимущества интегрированного решения многим уже очевидны: единая для СЭД и ERP программная и (или) аппаратная платформа, использование единых стандартов форматов электронных документов, общее для СЭД и ERP пространство сертификатов ключей ЭЦП, единая нормативная база. Однако у этого подхода есть и недостатки, в первую очередь это значительные затраты на проект, а также трудность объединения в одной системе функций СЭД и различных ERP.

Обычно компании не сразу приходят к пониманию необходимости внедрения СЭД, потому что многие базовые функции документооборота реализуются общесистемными средствами, как, например, стеком решений Microsoft – SharePoint, Lync, Outlook и, конечно, Office. О своем опыте перехода от использования "подручных" средств к профессиональной СЭД рассказал Константин Мосягин, директор по информационным технологиям и системам Vesta Trading. В частности, не покрывались такие задачи как постановка и контроль поручений, создание протоколов встреч и совещаний, издание внутренних приказов, распоряжений и регламентов в связке с процедурой их согласования и доведения до исполнителей. Попытка самостоятельной разработки решения на платформе SharePoint и портале SilverLight была признана неуспешной. В результате решили обратиться к специалистам – решение от WSS Consulting было внедрено за 3 месяца и решило многие проблемы документооборота.

Сегодня многие российские СЭД по своим техническим характеристикам отнюдь не уступают западным ECM. Тем не менее, наблюдается существенное различие в целях проектов по внедрению СЭД в России и на Западе. Если у нас во главе угла стоит контроль исполнения и формальное следование регламентам, то на Западе приоритет отдается активному вовлечению сотрудников и клиентов компании в деловые процессы путем создания более эффективных сценариев взаимодействия между людьми.

Эта приверженность бюрократическому стилю управления сводит почти к нулю технологические преимущества новейших ECM при их использовании в российских проектах — мобильность, социальное взаимодействие и облачные платформы, потому что для реализации функций традиционного документооборота достаточно решений пятнадцатилетней давности. Только привнесение в практику новых бизнес-сценариев использования СЭД может сделать эти системы реально полезными в бизнесе.

Станислав Макаров / CNews

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик, CNews Analitycs
Презентация Баз Питерс, старший инженер по программным решениям Европа, Ближний Восток, Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион, Alfresco
Презентация Соколов Кирилл, менеджер по развитию продуктов, Логика бизнеса 2.0
Презентация Ласкин Иван, уководитель направления СЭД «ТЕЗИС», HAULMONT
Презентация Скворцова Надежда, главный специалист отдела сопровождения инфраструктуры департамента информационных технологий, МСП Банк
Презентация Мосягин Константин, директор по информационным технологиям и системам, Vesta Trading
Презентация Капралов Дмитрий, начальник информационно-аналитического управления, УФС
Презентация Питолин Евгений, генеральный директор,1С-Эффективность
Презентация Антонов Александр, начальник Управления информатизации Пензенской области
Презентация Албычев Александр, директор департамента информатизации Тюменской области
Презентация Селютин Александр, председатель Комитета информатизации и связи Республики Коми
Презентация Корнилов Алексей, начальник управления информационных технологий, Евразийский банк развития
Презентация Джанбаев Андрей, начальник Управления Архитектуры ИТ-систем, Хоум Кредит энд Финанс Банк
Презентация Митин Алексей, координатор проектов электронного документооборота, Гипермаркет Реал
Презентация Скачать архив целиком