Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Поможет ли кейс-менеджмент бизнесу?

Документооборот

Сектор EСM, как один из достаточно активно развивающихся сегментов ИТ-рынка, в большой степени подвержен изменениям и в целом остро реагирует на любые инновации – как продуктовые, так и технологические. Не так давно в отрасль пришел кейс-менеджмент. Что же входит в это понятие, в чем его реальные отличия от традиционных управленческих подходов и как он может оказаться полезным для бизнеса? Читатели, заинтересовавшиеся данной темой, могут задать вопрос автору в конце статьи.

Вернемся к истокам

Изначально системы класса CM предназначались только для структурированного хранения данных и документов ограниченного количества приложений, а именно - в интересах бизнеса юридических и страховых компаний, здравоохранения, юстиции и т.д. При всем удобстве такого хранения функциональным ограничением систем того времени являлось отсутствие поддержки процедур согласования и исполнения, т.е. гибкого управления потоками работ.

Почему кейс-менеджмент?

Использование кейс-менеджмент-приложений для обработки контента является структурированным, но при этом гибким методом для управления связями между документами, записями, сотрудниками и процессами.

  • Благодаря использованию шаблонов, упрощается структурирование информации, что обеспечивает лучшие методы ее подготовки, контроль, консистентность контента и процессов
  • Управление структурированными процессами увеличивает продуктивность работников, сокращает затраты на обработку информации
  • Сотрудники, работающие с организованным контентом, могут быстрее принимать верные решения, основанные на прецедентах и корпоративных бизнес-правилах
  • Кейс-приложения могут создаваться последовательно, начиная с самых простых и стандартных, их использование сокращает затраты на внедрение и обучение, повышая удобство для пользователей
  • Использование кейс-приложений повышает коэффициент возврата инвестиций, сделанных пользователями в существующие у них ECM-системы
  • Использование кейс-приложений в сервисных компаниях заметно повышает уровень обслуживания и удовлетворенности клиентов

Forrester Reseach в своем исследовании Dynamic Case Management — An Old Idea Catches New Fire от 28 декабря 2009 г. указывает основные источники возрождения интереса специалистов по управлению контентом и бизнес-процессами к концепции управления кейсами. Авторы исследования отмечают, что с 2009 года концепция CA стала привлекать все больше внимания. По их мнению, основных причин несколько. Во-первых, это возрастающие потребности контролировать стоимость и риски обслуживания запросов клиентов различных организаций, например, на выдачу кредита, выплату ущерба или страховой премии. Во-вторых, необходимость автоматизации и отслеживания хода обработки сложных случаев (инцидентов), которые не могут быть заранее описаны с помощью структурированных бизнес-процессов.

В-третьих, по мнению Forrester Research, повышенное внимание к CA связано с возрастающими требованиями к органам государственной власти, которые обязаны отвечать на запросы граждан в строго определенное время, несмотря на непрерывно возрастающее количество таких запросов. В-четвертых, новые требования со стороны регуляторов рынков, аудиторов, судебных и исполнительных органов оперативно отвечать на их запросы. В-пятых, возрастающие возможности средств коллективной работы и социальных коммуникаций, которые позволяют использовать их для поддержки неструктурированных бизнес-процессов.

Остановимся на рынке

На российском рынке в настоящее время наиболее известны кейс-продукты следующих вендоров: IBM: Adaptive Case Management; EMC Documentum: xCP; Open Text: Case Management Framework; SAP: RCM. Каждый из вендоров реализует свое понимание концепции кейса c учетом лучших возможностей его платформы.

Наиболее известные в России кейс-продукты

Вендор Продукт Отличительные характеристики
IBM Adaptive Case Management Полнота функционального охвата возможностей CM
Интеграция промышленной системы управления бизнес-правилами iLog
EMC xCP Интеграция системы массового ввода Captiva
Интеграция с промышленной системой управления бизнес-процессами
Open Text Case Management Framework Встроенная ad-hoc система управления потоками работ
Интеграция с SAP ERP и SAP RCM – например, возможность установки связи между бизнес-объектом и кейсом
SAP RCM Интеграция средств CM и RM в едином пакете
Неограниченная взаимная вложенность кейсов и записей

Источник: CNews Analytics, 2011

Так, SAP объединяет управление кейсом и управление записями в единый пакет. EMC Documentum видит ведение кейса скорее как часть бизнес-процесса, а Open Text предоставляет широкие возможности интеграции CM и SAP ERP. Это очень грубое сравнение возможностей систем, которое ни в коей мере не претендует на полноту и единственность. Но возможность выбора – это важный признак рынка, и мы видим, что предложения на рынке ACM уже очень серьезные и функциональные.

Посмотрим в будущее

Аналитики Forrester Research прогнозируют, что основная часть CM-рынка будет поделена между ведущими поставщиками документо-ориентированных BPM-систем, а именно, такими как EMC, IBM, Open Text и SAP. Oracle имеет все возможности также выйти на этот рынок благодаря наличию в его линейке всех необходимых для построения CM-приложений компонент, а именно, ECM и BPM продуктов, а также интеграции с бизнес-приложениями Oracle EBS. Из менее известных на нашем рынке поставщиков упоминаются Global 360 и Pegasystems как имеющие неплохие шансы стать участниками рынка CM-решений.

Поставщики специализированных отраслевых решений получат новые возможности и расширят свои предложения для своих клиентов за счет применения концепции CM. Изменение структуры рынка в пользу CM-решений будет также очень выгодно крупным интеграторам и разработчикам заказных решений, поскольку позволит им реализовывать прикладное ПО с использованием апробированных платформ от ведущих производителей, а также даст при переговорах с заказчиками дополнительные аргументы в пользу ускорения вывода из эксплуатации их устаревших систем.

Все это может спровоцировать новую волну слияний и поглощений, особенно среди специализированных на поставках ECM и BPM – продуктов поставщиков.

По разным оценкам, оборот рынка CM-приложений может составить к 2015 г. до 3 - 4 миллиардов долларов.

Александр Бейдер