Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

МФЦ Гурьевска делает ставку на мобильные сервисы

Цифровизация Документооборот Системное ПО Внедрения

Многофункциональные центры (МФЦ) по оказанию госуслуг в последнее время появились во многих городах России, однако и в тех проектах, которые были запущены уже довольно давно, не наблюдается стагнации. Одним из путей развития является расширение списка сервисов, доступных для пользователей, причем речь идет не только о списке госуслуг, оказываемых в МФЦ. Так, в начале сентября текущего года в Гурьевском МФЦ, одном из первых открытых в России, на базе СЭД "Дело" реализован функционал SMS-контроля за исполнением услуги. Как отмечают создатели, использование мобильной связи – одно из перспективных направлений развития МФЦ.

Напомним, что проект по созданию многофункционального центра по оказанию госуслуг в городе Гурьевске Калининградской области был запущен в 2008 году, а в 2009 году для организации системы электронного документооборота в рамках проекта по открытию МФЦ было выбрано решение компании ЭОС "Дело".

Использование СЭД "Дело" дало возможность автоматически прикреплять к регистрационной карточке заявления гражданина форму, отражающую порядок обработки документов с указанием исполнителя и конкретной даты исполнения каждого пункта административных процедур. Таким образом, руководство МФЦ получило инструмент для контроля над исполнением услуги, а также оперативную статистическую информацию для формирования отчетов и проведения анализа по качественным и количественным показателям деятельности МФЦ.

Одной из важнейших составляющих проекта (бенефициар - Гурьевский МФЦ (Евгений Дуров), исполнитель - компания "Весткомплюс") стал запуск интернет-сервиса, который позволил контролировать ход исполнения услуги c персонального компьютера или через информационный киоск с использованием интернета. На сайте администрации муниципалитета размещена специальная форма, где заявитель может ввести свою фамилию и регистрационный номер заявления, чтобы просмотреть статус исполнения заявления и проконтролировать соблюдение сроков его исполнения.

Заявителю не нужно звонить или лишний раз посещать МФЦ и стоять в очереди. Ему придет уведомление о готовности документа, и он сможет придти за ним. Заметим, что в будущем вовсе не обязательно будет посещать МФЦ: гражданам будет предоставлена возможность получения документа в электронном виде. Но это действительно серьезная задача, так как для ее реализации необходимы изменения законодательства.

Мобильные перспективы

Когда механизм контроля над исполнением услуги с помощью интернет-запросов был реализован, было запланировано предоставить пользователям возможность контролировать ход исполнения услуги и посредством мобильной связи.

Интерес к мобильным сервисам обусловлен тем, что уровень проникновения этого вида связи в регионе (и по всей России) гораздо выше, чем интернет-доступа. Мобильный телефон сейчас имеют практически все, а доступ в интернет есть пока не везде. А нужно, чтобы пользователю было максимально удобно получать информацию.

В апреле 2010 года, в момент запуска проекта по реализации функций SMS-контроля над ходом исполнения услуги планировалось, что потребуется дополнительное конфигурирование СЭД "Дело", используемой в МФЦ. Однако, как рассказали участники проекта, для реализации функционала оказалось достаточно внутренних возможностей СЭД: дополнительного конфигурирования не понадобилось, лишь настройки. Именно этим и объясняются короткие сроки реализации проекта: в целом он занял менее 3 месяцев.

На данный момент для пользователей МФЦ реализованы две функции: SMS-информирование и SMS-запрос о ходе выполнения услуги. В рамках SMS-информирования заявитель получает SMS-сообщения при завершении определенного этапа оказания услуги, а вторая функция дает возможность заявителю в любое время самостоятельно отправить SMS-запрос и получить информацию о том, на какой стадии в данный момент находится исполнение услуги.

SMS-cервисы запущены совсем недавно – в начале сентября текущего года, однако специалисты МФЦ уже отмечают их востребованность. Индикатором этого является реакция посетителей МФЦ, для которых заполнение поля с номером мобильного телефона не является обязательным, однако большинство вносят свой номер. При этом посетитель дает согласие на оплату SMS-сообщения – частично расходы ложатся на абонента, а частично – на МФЦ. Заметим, что, так как SMS-сервисы запущены менее месяца назад, официальной статистики по количеству запросов пока нет. Как сообщили организаторы проекта, статистика появится в ноябре и будет опубликована на сайте администрации. В частности будут опубликованы сравнительные данные по количеству интернет- и SMS-запросов.

В ближайшее время планируется получение единого "короткого" номера для всех правительственных учреждений области, и тогда SMS-сервисы станут еще проще и дешевле.

Калининградский SMS-охват

Новые функции, как и весь проект, были реализованы при участии проекта "Поддержка электронного правительства в Российской Федерации" Европейского Союза. Поскольку процесс внедрения системы контроля исполнения услуги реализован успешно, в дальнейшем опыт планируется тиражировать на все госуслуги, предоставляемые в регионе. Для граждан возможность контролировать ход процесса очень важна – и речь не просто об удобстве, но и о возможности самостоятельно, не теряя времени, влиять на процесс. Ведь бывает, что отказ получен из-за отсутствия какого-либо документа, а если информация о необходимости предоставления дополнительной справки оперативно дойдет до гражданина, он сможет исправить ситуацию, избежав таким образом отказа.

Заметим, что использование решений ЭОС в Калининградской области развивается и по другим направлениям. Так, система "Дело" распространена на все региональные и муниципальные образования и в области налажен обмен документами внутри системы "Дело".

На основе решений eDoclib и "Дело" построен и функционирует внутренний портал правительства Калининградской области. Электронная приемная правительства автоматически пересылает все поступающие электронные и обычные письма (после сканирования) с сайта во внутренний портал правительства.

Елена Иванова