Как ЕСМ-система зависит от структуры компании?
Лицо современной российской экономики – это, прежде всего, крупный бизнес. Ни одна большая организация не обходится без программных средств управления информационными ресурсами. Здесь не существует готовых решений, история каждого проекта уникальна. Но специалисты выделяют общие черты, позволяющие отнести компанию к той или иной категории, и соответствующим образом планировать внедрение.
Есть много областей, где для достижения успеха требуется консолидация значительных человеческих и материальных ресурсов. Это банковская деятельность, добыча и переработка природных ископаемых, тяжелое машиностроение и другие отрасли. С точки зрения информационных технологий к крупным заказчикам можно отнести и систему государственных и муниципальных органов.
"Дочки" слабосвязанных корпораций зачастую самостоятельны в выборе поставщиков информационных систем
Не вдаваясь в экономику, попробуем разобраться, в чем особенности внедрения ECM-решений в крупных компаниях и холдингах. Можно выделить два типа холдинговых структур: слабосвязанные и централизованные.
Особенности слабосвязанных структур
Рассмотрим сначала слабосвязанные структуры. Участники такого холдинга обладают достаточной самостоятельностью по широкому кругу вопросов. Централизованное управление присутствует, но только в форме постановки стратегических задач. Например, из управляющей компании спускается бюджет на очередные три – пять лет, а в рамках этого периода дочерние организации уже сами управляют бюджетом. "Дочки" зачастую также самостоятельны в выборе поставщиков информационных систем. Внедряя ECM-систему, участники холдинга, прежде всего, пытаются увеличить результативность своей работы, иными словами, ставятся задачи повышения внутренней эффективности.
Развитие ECM-систем в слабосвязанных структурах обычно идет от периферии к центру. "Дочки" самостоятельно внедряют ECM-решения, а затем решаются задачи объединения систем. В слабосвязанном холдинге количество связей между участниками сравнительно невелико и само взаимодействие имеет простой характер. Поэтому в большинстве случаев хватает решения для организации взаимодействия изначально несвязанных между собой систем. Технически такой продукт состоит из коннекторов (или агентов) – программ-представителей на стороне каждой интегрируемой ECM-системы и контроллера – маршрутизирующего узла, обеспечивающего передачу данных между системами.
Интеграция решений позволяет организовать несколько процессов: передачу документов для совместной работы из одной организации в другую, перенос справочных данных (например, для синхронизации справочников), отправку заданий в другую организацию холдинга. Также интеграция необходима для построения сквозных бизнес-процессов. Поскольку в одном и том же процессе могут быть задействованы сотрудники управляющей и дочерних организаций или компаний-партнеров, для каждой из них может быть характерна достаточно сложная логика выполнения работ, когда отправки одних только заданий исполнителям недостаточно. Для этого можно использовать общие сквозные типовые маршруты.
Неизбежная централизация
В слабосвязанных структурах по мере их развития происходят организационные изменения, и им все больше становятся присущи черты, характерные для централизованных структур. Итак, каковы же признаки централизованных структур с точки зрения ECM-систем?
Во-первых, это сам характер бизнес-процессов. Большинство из них идет через центр. Дочерние структуры согласуют с центром бюджеты, контракты, приказы. Чем сильнее централизация, тем больше вопросов решается через руководство холдинга.
Во-вторых, стандартизация и жесткая регламентация бизнес-процессов. Управляющая компания постоянно выпускает значительное количество регламентирующих и методических документов и внутрихолдинговых стандартов. Единообразной становится и структура управления.
В-третьих, в централизованной структуре выделяются организационные единицы, призванные обеспечить единообразие бизнес-процессов. Называться они могут по-разному: департаменты внутренних технологий, управления качеством и т.п. Их задача – выпуск регламентов и стандартов и контроль их соблюдения.
В жестких централизованных структурах отличается и характер развития ECM-систем. Выбором такого решения занимается управляющая компания или выделенная структура. После того как выбирается поставщик, создается типовое решение. На следующем этапе производится тиражирование этого продукта в дочерних организациях. Разумеется, при всем желании невозможно внедрить типовое решение "как есть". В каждой организации имеются свои особенности, поэтому такой продукт обязательно дорабатывается под нужды клиента.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2803