Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Антон Сизов: Рынок внешнего ЭДО будет облачным

Документооборот Облака

Российский сектор внешнего электронного документооборота находится "на низком старте" – за счет изменений в налоговом кодексе, положивших начало выпуску новых продуктов и сервисов для автоматизации процессов работы с транзакционными документами. После претворения таких проектов в жизнь возможна серьезная экономия средств государственного бюджета и увеличение эффективности бизнеса. О том, как этого достичь и в чем специфика отечественного рынка, CNews рассказал Антон Сизов, руководитель проекта "Диадок" (система обмена электронными документами) компании "СКБ Контур".

CNews: Каким вы видите рынок отечественного внешнего электронного документооборота? Как вы оцениваете инициативы бизнеса и госструктур, касающиеся ЭДО?

Антон Сизов: В первую очередь, нужно вспомнить 229-ФЗ, обозначивший серьезные изменения в налоговом кодексе, связанные с появлением понятия "электронный счет-фактура". Это позволило компаниям обмениваться всеми документами при сделке в электронно-цифровом виде. Основными инициаторами применения новых возможностей на практике стал крупный бизнес, где проблема документооборота продолжает оставаться очень острой. Обычно в таких компаниях с документами работают несколько десятков сотрудников специального отдела. Такие подразделения выполняют исключительно поддерживающую роль.


Антон Сизов: "Диадок" - классический SaaS-продукт, размещенный в "облаках", регулярно и незаметно для клиентов обновляемый на центральном сервере, а не на стороне пользователей

Естественно, бизнес стремиться сократить расходы на них. Так, в одной компании, где проходило внедрение "Диадока", в отделе документационного обеспечения работал 61 специалист, обрабатывающий внешнюю корреспонденцию, занося данные в ERP-систему и в архив. В ходе реализации пилота выяснилось, что при наличии "Диадока" 14 человек для обслуживания процесса вполне достаточно. Другие клиенты в графе расходов имеют сотни тысяч рублей ежемесячно на печать и транспортировку. Отсюда и инициативы компаний по переходу на электронные документы и счета-фактуры. Еще одна причина ввода электронных счетов-фактур – необходимость контроля расчетов налогов, поступающих в бюджет. Известно, госбюджет на треть формируется из НДС, при этом , при этом расходы на поддержку документооборота между бизнесами (45 млрд. бумажных документов ежегодно) составляют около 1-2% ВВП. Для сравнения, в Азербайджане после появления налоговой отчетности в электронном виде собираемость налогов выросла в 3 раза.

CNews: Какие изменения после появления нового законодательства произошли в вашей стратегии как вендора СЭД?

Антон Сизов: Наша компания была готова к таким законодательным инициативам. Символично, что за день до публикации 229-ФЗ мы представили на рынок систему для обмена первичными электронными документами и счетами-фактурами "Диадок". Сейчас направление электронного документооборота является для "СКБ Контур" стратегическим. У нас уже до этого был 10-летний опыт работы с отчетностью – мы помогаем 1 млн бизнесов сдавать необходимые документы в электронном виде в контролирующие органы. То есть все ресурсы и компетенции для работы с колоссальным трафиком документов, с электронной цифровой подписью, с большим количеством одновременных пользователей (отчетность организаций имеет пиковые периоды) – у нас есть. Однако этого все равно было мало – потребовалось перенастроить процессы продажи, сделать целую серию кастомных доработок системы, предусмотреть возможность встройки системы в бизнес-процессы предприятий из различных отраслей.

CNews: Каких успехов добилась ваша компания с момента запуска "Диадок"?

Антон Сизов: Как я уже сказал, к моменту релиза "Диадока" наша компания насчитывала уже 1 млн клиентов, пользующихся другими продуктами, в частности, "Контур-Экстерн". Поэтому первые 250 тыс. компаний мы подключили в первый день работы сервиса. К настоящему времени порядка 24 тыс. организаций уже активно работают с сервисом - с начала 2011 года через систему было передано порядка 4 млн юридически значимых документов.

Сейчас "СКБ Контур" ведет несколько десятков проектов, связанных с внедрением "Диадок", в том числе, крупные - в Минфине и Минобразования Свердловской области (несколько сотен тысяч документов), а также пилоты в "Русале", "Мегафоне", Metro Cash&Carry, KraftFoods. Эти проекты выйдут из стадии пилота после официального принятия закона, закрепляющего формат счета-фактуры, хотя готовность компаний к работе по новым правилам уже сейчас очень высока.

CNews: Как обеспечивается безопасность документооборота в системе? Какие технологии используются?

Антон Сизов: Безопасность решения можно разделить на два аспекта: защиту документов от доступа третьих лиц и обеспечение сохранности данных. Первое осуществляется за счет применения электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая производит авторизацию учетной записи каждого сотрудника в компании. Защита на уровне инфраструктуры дата-центра "СКБ Контур" реализована на высочайшем уровне согласно техническим нормам ИБ-законодательства (имеются лицензии ФСБ), чтобы препятствовать утечке информации. Кроме того, "СКБ Контур" использует систему трехкратного резервного копирования документов с разнесенностью копий на разные сервера, и легко масштабируется при достижении критического уровня нагрузки.

CNews: Какие еще препятствия, кроме законодательного, мешают развитию внешнего электронного документооборота в России? Как их преодолевать?

Антон Сизов: Мы выделяем два самых серьезных барьера – организационный и психологический. "Диадок" работает по принципу "факса" - на стороне контрагента также нужна система, настроенная на работу с документами. То есть здесь важен определенный порог подключений, прежде чем начнется лавинообразное развитие. Психологический барьер преодолеть сложнее. У нас до сих пор документ – это бумажка с синей печатью и подписью. Хотя в налоговом, гражданском, административно-процессуальном кодексах, в законе о бухучете указано, что электронный документ с электронной подписью имеет равную силу с бумажным вариантом силу. Как при обычном документообороте, а также в случае, например, судебных разбирательств.

CNews: Одной из базовых функциональностей "Диадока" является возможность электронной подписи и передачи счетов-фактур, что, безусловно, важно для ритейла. На пользователей из какого сектора бизнеса рассчитана система, кроме ритейлеров?

Антон Сизов: Действительно, компании FMCG-сектора могут ежедневно получать по 10 тысяч только счетов-фактур, не считая другой документации от поставщиков продукции в розничные сети. Однако помимо этих компаний огромное количество транзакционных документов проходит внутри крупных промышленных холдингов, разделяясь на документооборот с внешними контрагентами (заказчики, дистрибьюторы, поставщики) и с внутренними подразделениями.

Следующим крупным потребителем ЭДО являются игроки телеком-рынка, например, операторы связи. Работая с юридическими лицами, они обязаны ежемесячно выставлять счета за оказание услуг, что приводит к отправке специальным штатом сотрудников (в случае небольшой региональной компании) 15-20 тыс. документов каждый месяц 12 раз в год. Еще одна категория потребителей - предприятия СМБ, изначально ориентированные на снижение издержек и отптимизацию процессов при помощи IT.

CNews: Многие вендоры считают, что, поскольку рынок ИТ активно развивается, системы электронного документооборота должны обновляться достаточно часто, например, раз в год. Как вы относитесь к этой точке зрения? Планируется ли к выходу новая версия "Диадока"?

Антон Сизов: Это вопрос не про нас. Потому что "Диадок" - классический SaaS-продукт, размещенный в "облаках", регулярно и незаметно для клиентов обновляемый на центральном сервере, а не на стороне пользователей. Так, например, в случае изменения формата представления электронного счета-фактуры мы сможем оперативно скорректировать систему и применить это обновление для всех пользователей. Новые же версии традиционных (не облачных) ECM/СЭД появляются вследствие потребностей рынка, когда тот или иной клиент не может решить свои задачи с помощью текущего продукта.

CNews: Как вы относитесь с концепции кейс-менеджмента? Планируете использовать ее в дальнейших версиях "Диадока" или он как система, предназначенная для проведения строго регламентированных бизнес-процессов, не нуждается в таком приближении к BPM? Насколько вообще это направление перспективно для внешнего ЭДО?

Антон Сизов: Если вспомнить о тех барьерах, которые препятствуют массовому распространению ЭДО, то движение к кейс-менеджменту и подобным концепциям пока преждевременно: нужно сначала достичь того уровня, когда полноценно заработают самые базовые части СЭД для повсеместного электронного обмена документами. Все наши усилия сконцентрированы на том, чтобы в России появился этот процесс и, как только он будет иметь место, мы начнем интегрироваться с BPM, ECM и прочими системами, существующими на рынке. Эффект в этом случае будет синергетическим. Мы сейчас уже ведем работу с рядом разработчиков ERP, ECM и BPM-продуктов для создания совместных решений.

CNews: Планируется ли расширение "Диадока" до размеров SBS? Как вы относитесь к "социализации" документооборота? Есть ли вероятность, что традиционные СЭД просто отомрут за ненадобностью?

Антон Сизов: Традиционные СЭД – это внутренний документооборот. "Диадок" – внешний. Здесь речь идет не о том, что какая-то часть отомрет, а о том, чтобы процесс хождения электронного документа не прерывался на выходе из организации, но, уже наделенный юридической значимостью, передавался внешним контрагентам. Это будет не замена одно на другое, а продолжение цикла. Естественно, что в будущем на основе "Диадока" логично будет построить функциональность, аналогичную Facebook для бизнеса.

CNews: Какое будущее ждет рынок внешнего ЭДО в России?

Антон Сизов: Я вижу его облачным, то есть использующим передовые облачные технологии. Мы готовы приложить все усилия к тому, чтобы 10% или 5 млрд документов, циркулирующих в стране, через 3 года перешли бы в электронный вид. Для этого нам придется преодолеть много барьеров, но если они будут преодолены, развитие рынка пойдет быстрее, чем экспоненциальный рост.

Михаил Демидов / CNews