ABBYY: Все 25 лет мы бежали впереди конкурентов
Сергей Андреев, президент и генеральный директор группы компаний ABBYY, рассказал CNews об истории компании, особенностях работы в разных странах, конкурентах, корпоративных проектах и о том, над чем сейчас работают в ABBYY.
CNews: Бизнесу ABBYY 25 лет. Влияет ли возраст на способность принимать решения – более осторожно или, напротив, с осознанным риском?
Сергей Андреев: Мы занимаемся деятельностью, которая не допускает осторожности или промедления. Ситуация на рынке меняется на глазах. Если действовать медленно, конкуренты обязательно обгонят. Динамика – очень важный фактор для ИТ-компаний.
Сергей Андреев: Мы начали развивать бизнес, ориентируясь на правильную аудиторию.
С другой стороны, когда бизнес вырастает до крупных масштабов, возникает некоторая инертность. У нас есть разнообразные направления бизнеса в разных частях света – работа с массовыми пользователями, корпоративный бизнес, сотрудничество с разработчиками программных продуктов или компьютеров, сканеров и других устройств. Это очень разные по своей природе бизнесы, имеющие различную динамику. Иногда это помогает, так как при возникновении кризисов, они не отражаются одновременно на всех частях бизнеса. Однако без динамики в современном мире не выжить. Поэтому мы стараемся буквально бежать впереди конкурентов.
CNews: Ваша штаб-квартира находится в России. В каких еще странах вы представлены?
Сергей Андреев: У нас четыре больших офиса, расположенных в Москве, Киеве, Мюнхене и Калифорнии. Эти четыре точки вместе со своими дочерними компаниями покрывают своей зоной ответственности весь мир – наши решения доступны более чем в 200 странах. Например, в европейской части есть офисы в Великобритании, Испании, Франции. Обычно это маленькие офисы, на несколько человек. А крупный находится в Мюнхене.
CNews: Разработка программ сосредоточена в Москве?
Сергей Андреев: Не только. Разработка есть и в Киеве, и в Мюнхене, и в Калифорнии. В настоящее время мы меняем компанию, добавляя ей определенные сегменты, которых раньше не хватало. В частности, внедряем так называемую продуктовую компетенцию в наши региональные офисы. Кроме маркетинга, у них появится больше функций, связанных с продуктовым планированием, работой с клиентами и даже разработкой специализированных программ, которые актуальны для соответствующих стран.
CNews: Приведите, пожалуйста, пример продуктовой компетенции для какого-либо региона.
Сергей Андреев: Наш американский офис исторически много работает в сегменте предустановленного софта. Вы заключаете лицензионное соглашение с производителем устройств и встраиваете туда свое программное обеспечение. Иногда это адаптированный софт для конкретных вендоров. Американский офис сделал отдельное приложение, которое предназначено как раз для таких поставщиков аппаратного обеспечения и облегчает, делает эргономичным процесс сканирования, отправки документа на какое-либо устройство или в программу. Далее они договаривались с поставщиками сканеров, многофункциональных устройств о том, чтобы последние использовали приложение у себя.
CNews: Вы начинали работать в конце 80-х годов, весьма непростое время. Как это – создавать ИТ-бизнес тогда?
Сергей Андреев: ИТ-индустрия росла практически с нуля на основе инициативы предпринимателей и за их счет. Кредит в банке получить было невозможно из-за того, что нечего предложить в залог. А инвесторы появились значительно позже. Я помню, как мы продавали первые копии Lingvo. В то время люди не очень активно покупали программные продукты. Мы сделали Lingvo для Windows. А компьютеров с Windows было не очень много, 90% ПК в стране работали на базе операционной системы DOS. Большинство экспертов нам говорило, что программа не будет востребована.
Действительно, покупателей программ вообще было мало, но это были люди с достатком, приобретающие дорогие компьютеры, на которых как раз стоял Windows. Поэтому платежеспособный спрос был в этом сегменте, а не у пользователей DOS-овских компьютеров. Таким образом, наш бизнес начал развиваться с помощью ориентации на правильную аудиторию. Затем, когда мы достигли достаточно крепкого положения на российском рынке, то фактически уперлись в потолок. Дальше расти было некуда.
CNews: Какой это был год?
Сергей Андреев: 1996 или 1997-й. Мы решили посмотреть, что происходит с аналогичными продуктами за границей. Я съездил в Америку, Германию, купил коробки продуктов наших конкурентов. И мы просто сравнили качество. Результат нас очень удивил, потому что оказалось - наш продукт на порядок сильнее, чем то, что продавалось там. Так возникла идея, что пора выходить на более широкий рынок. Это действительно был важный, поворотный момент для компании.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3940