Рынок ECM подтянут "композиты" и "облака"
По данным ежегодного квадранта Gartner, описывающего положение 22 вендоров ECM-решений, лидерами рынка признаны EMC, Hyland, IBM, Microsoft, OpenText и Oracle (перечислены в алфавитном порядке). Эксперты определяли степени развитости продуктовой стратегии того или иного вендора, указав максимальный вес для категорий управления бизнес-процессами (22%), обработки изображений (18%) и собственно ЭДО и контента для соцмедиа (по 15%). В целом, по оценкам Gartner, рынок вырос на 11,1% за прошлый год, достигнув 4,3 млрд долларов.
Российские игроки рынка СЭД в целом солидарны с мнением зарубежных аналитиков. Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM Terralink, уверен, что применимость критериев Gartner к российским СЭД представляет собой вопрос очень далекой перспективы: до настоящего времени многие заказчики по-прежнему в своих тендерных запросах подробно расписывают требования к карточкам документов, равно как и российские производители не стремятся изменять ситуацию. Эксперт приводит в качестве примера единственный известный ему прорыв за последнее время от "Интертраста" в системе Company Media, которая имеет гибкий и современный пользовательский интерфейс, но и это, по его словам, пока далеко от управления социальной информацией и процессного подхода.
"Что касается интеграции, то о поддержке единых рабочих пространств и встраивании функций управления контентом в меню управления бизнес-объектами, как это предлагают сегодня SAP и OpenText, тоже речи не идет, - объясняет он. - Максимум, что мы видим – это копирование метаданных бизнес-объектов в карточки документа и репликация справочников, что и предлагается пользователям под видом интеграции с бизнес-приложениями".
Вадим Ипатов, заместитель генерального директора "Интертраст" по развитию бизнеса, согласен с Gartner потому, что наличие в ЕСМ-платформе базовых встроенных или легко подключаемых внешних сервисов на все случаи жизни - это правильный подход в ранжировании вендоров ЕСМ. "Для российских внедрений СЭД/ЕСМ характерно то, что они являются прикладными решениями, отражающими формализованный процесс управления документами организации в соответствии с принятыми в ней стандартами, правилами и нормами", - считает он. По его мнению, отчет Gartner подтверждает, что это характерно и для текущего состояния западного рынка ЕСМ.
"Процесс документирования выделенный и стоит в стороне от основных процессов создания дополнительной стоимости. Поэтому с точки зрения бизнес-специалистов, менеджеров всех уровней он является отвлекающим от их бизнес задач. Приближение контента к бизнесу и освобождение голов и времени бизнес-специалистов от проблем, связанных с документированием, является актуальной задачей для ЕСМ-отрасли", - продолжает он.
Ипатов предполагает, что одним из возможных решений является интеграция с бизнес-системами - предоставление им требуемого контента и сервисов документирования по мере востребованности: композитные приложения могут быть хорошим подходом, если их построение не будет связано с большими затратами, а другой возможностью - более универсальной - может быть применение подходов адаптивного кейс-менеджмента как встроенных функций непосредственно СЭД/ЕСМ. "Мобильные решения уже стали практически неотъемлемой составляющей отрасли СЭД/ЕСМ. Что касается облачности и социального контента - эти возможности тоже должны считаться обязательными, хотя их потребление на российском рынке пока ничтожно", - заключает он.
С ним согласен и Михаил Потапенко, руководитель департамента продаж программного обеспечения Cognitive Technologies, подчеркивая, что ECM изменяется за счет строительства CCA и становится другим сам подход к разработке систем управления информацией предприятия, однако в России такой тенденции пока что нет. "Как исключение, существует отдельный проект системы межведомственного электронного взаимодействия, разработанной для госорганов, но с CCA ее не ассоциируют, хотя, по сути, она таковой и является", - констатирует эксперт.
Олег Бейлезон, главный архитектор "Логики Бизнеса 2.0", приводит в качестве примера CCA порталы госуслуг, поставщиками информации на которые являются разные ведомства, и каждое из этих ведомств готовит ее в своей информационной среде. Вместе с тем, он замечает, что здесь ситуация "вывернута наизнанку" - если "дружелюбное" приложение CCA должно, по идее, подстраиваться под форматы и протоколы подключаемых хранилищ контента, то порталы госуслуг навязывают свои стандарты хранения и передачи информации ведомствам.
"CCA – это новый термин, относящийся к построению сложных систем, в которых совместно используются глобальные платформы и специализированные решения, причем обеспечивается многократное и независимое использование бизнес-логики, совместная работа технологий управления контентом и процессами. Такие системы, как предполагается, должны быть применимы на различных рынках, т.е. не быть привязаны к конкретным отраслевым решениям, и при этом должны иметь важную для бизнеса функциональность", - поясняет Александр Бейдер, рассматривая его как действительно очень интересный и перспективный подход.
Впрочем, другие участники дискуссии скептически смотрят на развитие таких технологий. "Сейчас в России (кстати, Запад от нас не сильно отличается в этом смысле) используется лишь малая часть заложенного набора функций в ECM - управление документами, ввод документов, управление содержанием, хранение. Даже портальные возможности только сейчас начинают оцениваться бизнес-средой и использоваться", - утверждает Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС. "Важно понимать, что CCA – не альтернатива ECM, а класс приложений, базирующихся на ECM-платформе. И чем более универсальна и открыта в плане разнородного контента ECM-платформа, тем более она пригодна для построения на ее основе CCA, - поясняет Виктор Сущев, директор по консалтингу "ДоксВижн". - Поэтому Gartner и пишет, что CCA являются сегодня в мире драйвером рынка ECM. Вообще тема CCA тесно переплетается с такими понятиями, как Case Management на прикладном уровне и CMIS на уровне ECM-платформы".
"Технологии в принципе уходят все дальше по пути сервисного и интеграционного развития, сегодня одна замкнутая в себе система будет неэффективна и не получит значительного потенциала развития в будущем. Обеспечить взаимодействие различных систем, создать "умные" выборки данных, а на их основе аналитику – это уже стандартная задача для корпоративного рынка. Рынок СЭД – не показатель и не драйвер в данном случае: нельзя утверждать, что CCA развиваются именно в сегменте ECM, или что ECM-приложения главным образом отвечают за комплексное представление данных и лучше других систем умеют агрегировать контент из разных источников. Это общее требование к интерфейсам и функционированию современных систем", - убежден Александр Семенов, генеральный директор ГК "Корус Консалтинг".
Оценивая тренды на мобильность и "облачность" в разработке ECM-продуктов, эксперты радикализировали свои точки зрения, указав на достаточно искусственный характер вынесения этих двух направлений в главные драйверы развития рынка. "Если говорить о российском рынке ECM-систем, тренд на облачные технологии навязан скорее со стороны производителей. Реально спрос на данные услуги все еще продолжает зарождаться. При этом мобильность действительно является одним из трендовых направлений развития современных систем, что подогревается спросом со стороны заказчиков", - уверена Ольга Драгунова, руководитель отдела маркетинга компании Haulmount.
"Лично я не сильно верю в то, что облачные решения могут быть промышленно и массово использованы корпоративными клиентами, это, скорее, может быть интересно стартапам для решения каких-то частных задач и реализации самых примитивных функций управления своим контентом. Мобильные приложения, очевидно, не добавляют ничего нового ни к производительности, ни к устойчивости, ни к решающим функциям ЕСМ-систем, но, поскольку они востребованы топ-менеджментом, они будут оставаться еще долго в центре внимания аналитиков, и, действительно, по их освоению будет оцениваться уровень развития вендора", - замечает он.
"На самом деле самый главный и интересный вывод в статье состоит в том, что основная тенденция развития ЕСМ систем сегодня поменялась – от фокуса на повышения продуктивности работы пользователей и обеспечения соответствия требованиям регуляторов рынка на непрерывную оценку их влияния на бизнес и достижения измеримых бизнес-результатов. Сегодня ЕСМ-системы - это способ достижения новых значимых бизнес-результатов, и они стремительно уходят от той позиции, которую они занимали изначально в момент своего появления, – просто как средство поддержки работы бэк-офиса", - отметил Александр Бейдер.
В целом опрос CNews показал, что все вендоры видят и знают маркетинговые запросы со стороны клиентов и предоставляют соответствующие сервисы в своих продуктах или указывают их в "дорожных картах", осуществляя кастомизацию существующих систем в соответствии с развитием задач заказчиков.