Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Владимир Андреев

Владимир Андреев:
Информатизация госструктур способствует развитию межведомственного документооборота

Об итогах 2012 года для российского рынка СЭД, наиболее заметных трендах при автоматизации документооборота и положительных сторонах информатизации госструктур в интервью CNews рассказал Владимир Андреев, президент компании «Доксвижн».

CNews: По вашей оценке, каков объем российского рынка СЭД/ECM-cистем в 2012 году и какая его доля приходится на Docsvision? Насколько быстро растет рынок, и каков ваш прогноз на 2013 год?

Владимир Андреев: Нам сложно корректно ;оценить объем всего рынка документооборота, мы ожидаем увидеть эти данные в отчете DSS-Consulting. По нашим субъективным оценкам, рост рынка в целом должен был составить 15-20%. Основными драйверами дальнейшего роста этого рынка будут мобильные и прикладные готовые решения, позволяющие автоматизировать ключевые бизнес-процессы на предприятиях средней величины. По нашим оценкам, мы входим в пятерку крупнейших игроков на рынке РФ. В планах компании на 2013 год активизация работы в странах СНГ и значительное расширение партнерской сети.

CNews: Какие задачи стоят перед вашей компанией в 2013 году?

Владимир Андреев: 2013 год в какой-то степени стал переломным для нашей компании. В конце 2012 года мы выпустили на рынок принципиально новую версию нашей платформы Docsvision 5. Она разрабатывалась несколько лет и ориентирована на решение нового класса задач, традиционных для российских СЭД – автоматизацию основных задач, на стыке традиционного ДОУ; процессного, проектного управления и задач ситуационного менеджмента. Это потребовало внести множество изменений в платформу Docsvision и реализовать новые продукты на ее базе. 2013 год стал первым годом активного использования новой платформы и перехода на нее с предыдущих версий.

Перед нами стоят задачи адекватной замены старых инструментов у наших текущих заказчиков, обучение партнерского сообщества работе с новыми продуктами и выход на новые клиентские сегменты – за границы традиционного позиционирования российских СЭД. Также на нашей платформе сейчас идет несколько крупнейших в России проектов по комплексной автоматизации документооборота российских компаний. Эти проекты требуют от нас, как от производителя платформы, повышенного внимания в части их технической поддержки и сопровождения.

CNews: Представители каких отраслей являются основными заказчиками системы Docsvision?

Владимир Андреев: Наша доля рынка очень велика среди государственных структур, банков, нефтегазовой отрасли и производственного сектора.

CNews: Сейчас много говорят о негативных моментах процессов информатизации госструктур, создания электронного правительства. Однако это колоссальный опыт для ИТ-отрасли. Оцените, пожалуйста, позитивное и негативное влияние, которое оказала информатизация госструктур на компании вашего сектора, развитие ИТ-решений в сфере документооборота.

Владимир Андреев: Я бы не стал расценивать этот опыт как сугубо негативный. Мы видим скорее положительную сторону произошедших изменений в данной области. Это прежде всего касается подготовки нормативной базы для организации юридически значимого документооборота и создания прецедентов подобного взаимодействия между госорганами различного уровня. Наличие подобных практик открывает возможность реального перехода на электронный документооборот и существенного повышения отдачи от внедрения наших решений как в госорганах, так и в других сегментах потребителей.

Во-вторых, хоть и с огромными сложностями, но появляются прецеденты реализации сложных сценариев обмена различной информацией в гетерогенных структурах, и организации весьма нетривиальных регламентов межорганизационного электронного документооборота и бизнес-процессов. Все это приводит к тому, что заказчики одного из ключевых потребительских сегментов приходят к пониманию степени сложности и необходимой функциональности современной СЭД, а также видению требований к подобным системам. Безусловно, это способствует развитию отрасли. При этом реальность и планы, конечно, отличаются: сложности, недостаточность реализации проектов. Это связано именно с недооценкой комплексности решаемых задач, что, впрочем, является почти закономерностью на данный момент.

CNews: Аналитики уделяют много внимания тренду Big Data и среди основных потребителей называют госструктуры. Ощущаете ли вы влияние этого тренда на госзаказчика?

Владимир Андреев: Я бы не переоценивал именно эту группу функций систем документооборота на современном этапе развития технологий СЭД. Безусловно, задача семантического анализа информации, сложных сценариев поиска и выявления закономерностей в накопленной неструктурированной информации является крайне значимой при организации процессов управления интеллектуальной собственностью и другими аспектами работы организации. Но все же пока перед нами стоят более «тривиальные» цели – организация работы со структурированной информацией, а вернее организация процессов ее структуризации, автоматизированная поддержка базовых контуров ситуативного, директивного, проектного и процессного управления в единой среде.

Мы находимся скорее в стадии «накопления» информационных архивов и их подготовки к внедрению соответствующих технологий.

Хотя среди проектов реализованных нашими партнерами есть несколько достаточно крупных внедрений, в которых были востребованы технологии Big Data. Все эти проекты пока реализовывались либо в структурах гос. управления, либо в государственных предприятиях, реализующих различные крупные технические проекты и программы.

CNews: Как Big Data влияет на развитие систем документооборота, в частности на ваши решения?

Владимир Андреев: Безусловно, мы учитываем данную проблематику при планировании функций нашей платформы, и в ней присутствуют необходимые механизмы интеграции с подобными технологиями. Но пока это скорее перспективные задачи, которые востребованы в отдельных, хоть и весьма интересных проектах.

CNews: Из вашего опыта, насколько часто российским компаниям требуется интеграция систем документооборота с системами BPM? Можно ли оценить эффективность этой интеграции?

Владимир Андреев: Вообще, тематика BPM и документооборота крайне близка. Многие поставщики СЭД/ECM-систем заявляют о поддержке в своих платформах полноценных BPM модулей. Задача разнесения функций документооборота и BPM на различные платформы характерна для крупных компаний. Для среднего же сегмента скорее характерно желание решить и ту, и другую задачу на единой платформе.

Так как задачи BPM-платформ и платформ документооборота пока не приблизились к достаточно полной реализации в современных крупных российских организациях, то задачи интеграции между ними скорее относятся к перспективным. Однако я могу привести в пример несколько проектов, где подобная интеграция уже сегодня реализовалась нашими партнерами.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых проектах, реализованных вашей компанией в 2012–2013 годах.

Владимир Андреев: Множество проектов было реализовано среди госструктур. Мы автоматизировали документооборот в Министерстве сельского хозяйства, администрациях города Екатеринбург и Иркутск, правительстве Мурманской области. Нашу систему внедрили «Почта России», «Газпром ПХГ». Особой популярностью наши услуги пользуются и в нефтегазовой отрасли: среди клиентов компании значятся «Верхнечонскнефтегаз», «Стройгазконсалтинг», «ТМС-Групп» и «Стройгазмонтаж».

CNews: Какие проблемы на проектах внедрения бизнес-систем характерны для 2012-2013 годов, из вашего опыта?

Владимир Андреев: Проблемы возникают самые разнообразные и зависят они от множества факторов: насколько в организации, внедряющей наши продукты, есть четкое понимание результата, который они хотят получить; насколько компетентны сотрудники компании и проектной группы. В сущности, это те же проблемы, которые характерны и для других сфер автоматизации. Последний год характеризуется такими новыми для нас факторами, как экспоненциальное повышение количества пользователей в корпоративных СЭД. Если еще несколько лет назад внедрение на тысячи пользователей было очень редким, то теперь это вполне рядовое явление.

В силу развития функций СЭД мы сталкиваемся и с массовым подключением к электронному документообороту топ-менеджеров и других управленцев компании, что заставляет радикально пересматривать отношение к удобству использования и реализации сценарных интерфейсов СЭД. Еще одной важной проблемой является появление спроса на кросс-организационный юридически значимый документооборот, что потребовало внести в продукт новую функциональность и отвечать на вопросы о методологическом обеспечении подобных внедрений. В общем, отрасль не стоит на месте, возникают новые задачи, которые требуют от нас новых решений и постоянного развития наших продуктов.

Вернуться на главную страницу обзора