Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Константин Астахов

Константин Астахов:
Мобилизация бизнеса еще не достигла своих пределов


Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений компании КРОК, рассказал в интервью CNews о тенденциях на рынке мобильных решений для бизнеса и аспектах, сдерживающих темпы мобилизации в стране.

СNews: Как Вы оцениваете объем российского рынка мобильных решений для бизнеса и динамику в прошлом и текущем годах?

Константин Астахов: Здесь нужно сразу отметить, что КРОК не занимается исключительно разработкой отдельных приложений, мы реализуем комплексные проекты, которые также включают в себя программную и сетевую инфраструктуру, функционал управления мобильными устройствами, обеспечение информационной безопасности, предоставление лицензий на программное обеспечение и пр. Это рынок кастомизированных заказных решений по мобилизации бизнеса, который только зарождается в России, поэтому его объемы еще не высоки. Но динамика оптимистичная – рост более чем в 2 раза в ближайшие пару лет точно, как прогнозируют аналитики.
Мы также видим этот рост. Например, возможность реализации мобильных версий внутренних порталов компаний анонсирована еще в 2007-2008 годах, однако до недавнего времени количество реализованных в России проектов было очень небольшим. В этом году ситуация начала меняться. Если заказчик создает внутренний портал, то наличие его мобильной версии – одно из ключевых требований к проекту.

СNews: Существует ли различие между подходом к мобильным бизнес-приложениям в России и на западе?

Константин Астахов: Да, на западе при реализации ИТ-проекта заказчики стремятся максимально использовать встроенные возможности той или иной системы. Такой подход позволяет в большинстве случаев внедрить уже подготовленные для них мобильные клиенты. В России же заказчики не готовы мириться с тем, что им нужно серьезным образом подстраивать бизнес под платформу, и склонны действовать наоборот. В результате, в информационную систему вносятся серьезные изменения, и готовый мобильный клиент к ней уже не подходит, его приходится переписывать.

СNews: Касательно концепции BYOD – есть ли созвучие динамики спроса на мобильные разработки с ростом популярности использования собственных устройств на работе?

Константин Астахов: Безусловно. Поскольку все больше сотрудников хотят использовать мобильные устройства для работы, растет количество запросов в ИТ-службу с просьбами предоставить доступ как минимум к простейшим опциям, например, к корпоративной почте. И компаний, которые поддерживают эту тенденцию, на самом деле очень много сейчас. Согласно аналитическим данным, мобильные устройства для работы используют более 50% сотрудников компаний в России. Но есть и оборотная сторона медали – чаще всего ИТ-служба может поддерживать только ряд операционных систем, например, только IOS и Android. Поэтому мобильный доступ к корпоративным приложениям с устройств с другими ОС иногда не предоставляется. Кстати, это одна из причин, почему мобилизация бизнеса пока еще не достигла своих пределов.

СNews: А что еще сдерживает темпы мобилизации?

Константин Астахов: Ограниченное количество сервисов, которые могут быть мобильными; неудобный, ограниченный функционально и сложный мобильный клиент. Кроме того, внедрение BYOD требует от компании серьезных организационных и технологических преобразований инфраструктуры, контура информационной безопасности, прикладных сервисов.



Например, заказчики должны позаботиться о защите служебной информации, о четком разграничении с личной информацией сотрудника, если речь идет о BYOD. Одна из технологий обеспечения защиты и сохранности данных на мобильных устройствах сотрудников компаний – Enterprise Mobility Management (EMM) — позволяет, в случае необходимости, дистанционно удалить данные с устройства при его утере или краже.

К классу подобных систем относится, например, решение XenMobile от Citrix. Оно закрывает собой практически все области EMM — это и удаленный контроль за устройствами; и геопозиционирование, то есть настройка политик доступа при перемещении сотрудника из одного филиала в другой; и возможность изолировать приложения друг от друга на логическом уровне; и автоматическая конфигурация приложений и пр. Проект с использованием XenMobile мы сейчас реализуем в одной крупной производственной компании. Речь идет о предоставлении безопасного мобильного доступа к корпоративным приложениям и данным для 250 пользователей на первом этапе проекта.

СNews: Какие виды бизнес-приложений чаще всего требуют мобилизации?

Константин Астахов: Яркий пример — электронный документооборот. Согласование договоров в компаниях часто непростой процесс, который требует оперативной реакции. Мобильное приложение позволяет в любой момент посмотреть текущие изменения в документе, согласовать или прокомментировать его и, отправить следующему участнику цепочки. Аналогичная ситуация с BPM (Business Process Management) – задачи и документы могут быть инициированы и согласованы в удаленном режиме.

Мобильные версии PPM (Project Portfolio Management) дают возможность менеджерам ставить задачи находясь вне офиса, а исполнителям — отчитываться, опять-таки, находясь в «полях».
Если компания оказывает какой-то сервис или осуществляет обслуживание технически сложных конструкций, например станков или самолетов, то наличие учетных мобильных приложений, например, системы ТОИР (Техническое обслуживание и ремонт) на устройствах персонала заметно сократит время и повысит прозрачность оказываемых услуг, так как при обходе оборудования вся важная информация будет сразу занесена в систему. Кстати, устройства здесь чаще всего должны быть в защищенном исполнении, потому что в пыльном цеху или на лётном поле с iPad'ом не походишь.

Работа страхового агента «в поле» тоже становится намного более результативной при наличии удаленного доступа к базам данных и информационным системам страховой компании.

Кроме того, мобилизация приходит и в логистику. Руководители логистических компаний будут иметь на руках актуальную сводную информацию о состоянии отгрузок, а логисты смогут производить складской учет, прием или отгрузку груза не только за рабочим местом, но и в те моменты, когда требуется личное участие в процессе.
СNews: Можно ли говорить о том, что мобильные приложения проникают вниз по организации вплоть до простых исполнителей?

Константин Астахов: Действительно, постепенно этот тренд распространяется не только на руководителей и менеджеров среднего звена, которым нужно быть в курсе ситуации, иметь возможность быстро реагировать, но также и на рядовых сотрудников, которые работают в удалённых офисах, на территории заказчиков, из дома или просто хотят быть на связи не только в рабочее время. Кроме того, не стоит забывать о специалистах, которые часто находятся в командировках.
СNews: И если число мобильных пользователей становится больше, в пределе практически равным числу сотрудников организации, то влияет ли появление мобильного слоя на корпоративную архитектуру?
Константин Астахов: Безусловно, влияет. Каждое мобильное приложение интегрировано с back-end-ом, то есть с рядом корпоративных систем компании. Когда мобильных пользователей и приложений становится много, то обращения к back-end-у становятся хаотичными, и управлять всем этим зоопарком — практически невозможно. Выход – создать систему разработки мобильных приложений корпоративного уровня и управления их жизненным циклом - MEAP (Mobile Enterprise Application Platform). Это некий интеграционный масштабируемый слой между, условно говоря, мобильной и немобильной частями, позволяющий централизованно управлять практически неограниченным количеством приложений.
СNews: Какой проект по созданию мобильных решений за последние год-два Вы считаете самым интересным?
Константин Астахов: Один из интересных проектов был завершен в прошлом году в компании «Авиадвигатель», где работает более 2, 5 тыс. человек. Мы внедрили там комплексное решение для реализации политики безопасности в области BYOD: разграничили права доступа пользователей к различным информационным ресурсам предприятия, обеспечили конфиденциальность данных при их передаче по открытым каналам связи. ИТ-служба заказчика также может централизованно распространять программное обеспечение и обновления. Этот проект демонстрирует тот факт, что даже режимные предприятия заинтересованы в мобильности своих сотрудников.
СNews: Сейчас часто говорят о концепции Extended Enterprise – когда бизнес-процесс выходит за рамки организации и клиенты или заказчики включаются в него, в том числе, при помощи мобильных устройств. Видите ли вы перспективу в том, чтобы снабдить мобильным доступом к приложениям не только сотрудников предприятия, но еще и его клиентов?

Константин Астахов: Да, конечно, мы видим в этом большие перспективы, и у нас есть подобные кейсы, в частности, в области создания Extranet порталов для партнеров и клиентов компаний-заказчиков. За примером далеко ходить не надо – у заказчиков компании КРОК есть доступ к Личному кабинету, в котором можно посмотреть статус по сервисным заявкам, контакты ответственных менеджеров, узнать о сроках договоров и прочие полезные вещи. С недавнего времени у этого кабинета есть также и мобильная версия.

СNews: Мобильные приложения появились изначально как развлекательные, персональные, потом уже они проникли в корпоративный сектор. Способствует ли мобильность повышению юзабилити корпоративных систем в целом?

Константин Астахов: Да, конечно. Человек, привыкший к удобству, которое к тому же сочетается с функциональностью, не согласится на меньшее. И у нас есть целый ряд примеров, когда заказчики ссылались на интерфейсы каких-то распространенных операционных систем мобильных устройств и просили сделать корпоративную систему с настолько же удобным, красивым и хорошо продуманным интерфейсом. Пользователи начинают «мыслить категориями» относительно того, что им нужно. И это очень хорошо.

СNews: Власть программистов кончилась, теперь пользователи диктуют свои условия?

Константин Астахов: Именно! Еще 5 лет назад процесс полной отрисовки экранных форм корпоративных систем был большой редкостью. Тогда делали 2-3 формы, чтобы было понятно, о чем идет речь. Сейчас требования к проектированию интерфейса существенно изменились, и прежде чем переходить к реализации, сначала утверждается альбом экранных форм, который содержит практически всю отрисованную систему, то же самое и с ее мобильной версией. В итоге заказчик получает то, с чем ему хочется работать.
Вернуться на главную страницу обзора