«Свободное» ПО в государственных органах: уже не новость
 Многие государства мира всё шире применяют программное обеспечение с открытым исходным кодом. Российские министерства также всё более благосклонны к нему. И если в прошлые годы такие решения рассматривались как неординарные новости, то теперь «свободное» ПО стало общепризнанным вариантом для правительственного сектора; во многих случаях уже известны положительные практические результаты. 
Открытость и независимость 
В течение 1990-х годов на рынке массовых компьютерных технологий сформировалась почти полная монополия одной архитектуры — как аппаратной ("PC-совместимые" компьютеры), так и программной (решения Microsoft).  
В это же время во многих странах шло активное, более или менее систематизированное внедрение массовых компьютерных технологий в государственных органах. И сложившаяся монополия поставила государства в странное положение. Впрочем, аппаратные средства всё-таки выпускаются многими компаниями и во многих странах. Но в части программного обеспечения (как минимум, базового, применяемого практически на всех компьютерах) ИТ-инфраструктура целых стран, игравшая всё более важную роль в их жизни, оказывалась полностью и неизбежна зависима от единственной фирмы, расположенной в США. Понятно, что подобная ситуация многих не устраивала. 
Активное развитие «свободного» ПО, или ПО с открытым исходным кодом, привлекло в начале 2000-х годов заметное внимание. По мере того, как возможности свободных программ всё увеличивались, их применение стало рассматриваться как реальная (пусть, поначалу, и несколько экзотическая) альтернатива для органов государственной власти.  
Обычно среди причин для такого решения указывается сокращение расходов, реже — информационная безопасность. Но именно независимость от зарубежных поставщиков, вероятно, можно считать одним из главных аргументов в пользу всё более широкого использования «свободного» ПО. Конечно, для создания и поддержки законченных программно-аппаратных решений необходима заметная работа, и, соответственно, расходы; но эти деньги не уходят зарубежному монополисту а остаются в стране и развивают её ИТ-экономику. 
Ещё одно важное преимущество «свободного» ПО — открытость форматов хранения и передачи данных. Если документы, базы данных и т.п. хранятся в закрытых форматах, то для доступа к собственным данным государственных органов требуется ПО от одного-единственного поставщика. Нет гарантии, что через некоторое время, после прекращения отношений с этим поставщиком, доступ к данным не станет невозможным. В последнее время необходимость открытых стандартов стала настолько очевидной, что даже компания Microsoft предприняла важные шаги в этом направлении; но свободные программы с самого начала разрабатывались в расчёте на такие стандарты. 
Ситуация изменяется 
Ранее, в 2004 г., мы подробно рассматривали основные аргументы "за" и "против" применения свободного ПО в государственных органах. До того момента речь шла об относительно новой, "пионерской", идее; в частности, сама возможность перехода на такое ПО на настольных компьютерах ещё не была привычной. Многие правительства принимали те или иные решения в пользу ПО с открытым исходным кодом; это вызывало серьёзные дискуссии среди экспертов и журналистов. 
Было выдвинуто мнение, что государству вообще не следует допускать зависимости от частных компаний, тем более — зарубежных. В ряде стран были предложены законопроекты, требующие при закупках ПО для органов государственной власти требовать открытости исходного кода в качестве обязательного или почти обязательного условия. Наиболее известной стала инициатива 2002 г. в Перу. Компания Microsoft обратилась к автору законопроекта с посланием, содержащим аргументы в пользу применения «закрытого» ПО; ответ автора, в котором эти аргументы опровергнуты, вызвал широкий резонанс.  
Однако подобные законопроекты тогда не были приняты. Внедрение «свободного» ПО ещё не дало достаточных практических результатов, и законодательные предпочтения были бы, вероятно, слишком поспешным вариантом. (Более мягкая версия закона в Перу была успешно принята в 2005 году).  
К 2005-2006 годам ситуация стала заметно изменяться. Продолжалось развитие и совершенствование ПО с открытым исходным кодом; увеличивались как его технические возможности, так и рыночное распространение. Увеличивалась и правительственная поддержка, и теперь речь идёт уже не только о пилотных проектах. В некоторых странах «свободное» ПО стало приносить практическую пользу на муниципальном, а иногда и общегосударственном уровне.  
Открытое ПО в органах государственной власти стран мира 
 
 Государства, в которых широкое внедрение свободного ПО дало важные практические результаты на общегосударственном или муниципальном уровне (по данным международных СМИ)  | 
  
 
 1  | 
 Китайская Народная Республика   | 
 5  | 
 Испания  | 
  
 
 2  | 
 Бразилия   | 
 6  | 
 Южная Корея  | 
  
 
 3  | 
 Венесуэла   | 
 7  | 
 ЮАР  | 
  
 
 4  | 
 Германия   | 
    | 
    | 
  
 
 |   | 
  
 
 Государства, в которых ведутся (или ранее велись) работы по внедрению свободного ПО, и имеется ряд правительственных рекомендаций в пользу его применения (по данным международных СМИ)  | 
  
 
 1  | 
 Аргентина  | 
 10  | 
 Колумбия  | 
  
 
 2  | 
 Белоруссия   | 
 11  | 
 Коста-Рика  | 
  
 
 3  | 
 Бахрейн   | 
 12  | 
 Малайзия  | 
  
 
 4  | 
 Бельгия   | 
 13  | 
 Польша  | 
  
 
 5  | 
 Болгария   | 
 14  | 
 Португалия  | 
  
 
 6  | 
 Голландия   | 
 15  | 
 Россия  | 
  
 
 7  | 
 Израиль   | 
 16  | 
 Филиппины  | 
  
 
 8  | 
 Исландия   | 
 17  | 
 Франция  | 
  
 
 9  | 
 Италия   | 
 18  | 
 Чили  | 
  
 
Источник: CNews Analytics 
С другой стороны, некоторые широко разрекламированные проекты по внедрению решений с открытым исходным кодом, вероятно, не дали результатов (или как минимум исчезли с "радаров" прессы). Так, в конце 2003 г. министерство финансов Израиля объявило о прекращении закупок лицензий Microsoft и начале перехода на «свободное» ПО; однако никаких сообщений о дальнейшем развитии ситуации не поступало. 
Михаил Рамендик / CNews 
 
	 |