Обзор подготовлен при поддержке  | 
 
  |  
 
Чукотка - главный конкурент Москвы по затратам на ИТ
 Переход региональных органов государственной власти на ИТ постепенно набирает обороты, вместе с этим  увеличиваются и расходы субъектов федерации. По уровню финансирования ИТ из региональных бюджетов (в расчете на количество жителей) в 2004 году с большим отрывом лидировала Москва. Второе и третье места по этому показателю заняли Чукотский АО и Санкт-Петербург.  
За последние шесть лет удельное финансирование со стороны региональных бюджетов выросло в семь раз. Показательным стал рост числа регионов, принявших участие в реализации ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития. В 2004 г. их стало на 61% больше (2003 г. - 22 региона, 2004 г. - 36).
 В 2005 г. наметилось значительное увеличение региональной составляющей в софинансировании проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития. По данным этого министерства, доли регионального и федерального бюджетов по линии МЭРТ в 2003 г. и 2004 г. были одинаковы (50%). Однако в 2005 г. заявленное финансирование из региональных бюджетов выросло до 70% при одновременном существенном увеличении софинансирования региональных ИТ-проектов со стороны федеральных заказчиков программы "Электронная Россия". Положительные тенденции здесь отчетливо просматривались еще в прошлом, 2004 году. Так, если в 2003 г. порядка 80% субъектов федерации констатировали недостаточное финансирование работ в сфере информатизации, то в 2004 г. таковых отмечено 32%.1 
 
 Увеличение регионального софинансирования и числа участников  
ФЦП "Электронная Россия" в 2002-2005 гг.
 
  
Источник: Минэкономразвития РФ  
В совокупных госзатратах на ИТ по федеральным округам как в 2003 г., так и в 2004 г. доля центрального федерального округа остается превалирующей. Основным "вкладчиком" - более 80% - здесь остаются московские, не федеральные, госструктуры и, судя по планам столичного правительства, такое положение дел сохранится в течение ближайших трех лет. Правда, по словам Юрия Припачкина, генерального конструктора ГЦП "Электронная Москва" и генерального директора ОАО "Электронная Москва", программа испытывает некоторые проблемы с финансированием, но далеко не в таких масштабах, как ФЦП "Электронная Россия". 
Бюджет городской целевой программы "Электронная Москва", млн. руб.
 
  
    | год  | 
    2003  | 
    2004  | 
    2005  | 
    2006  | 
    2007  | 
    2003-2007  | 
   
  
    |  Бюджет города | 
    3 470 
       | 
    3 824 | 
    3 978 | 
    4 159 | 
    4 201 | 
    19 632 | 
   
  
     Внебюджетные и  
      инвестиционные средства 
       | 
      
        1 938 
       | 
      
    8 793  | 
      
    10 381  | 
      
    11 533  | 
      
    10 325  | 
     42 970  | 
   
  
    |  Всего по программе 
       | 
    5 408 
       | 
    12 617  | 
    14 359  | 
    15 692  | 
    14 526  | 
    62 602  | 
   
 
Источник: ГЦП "Электронная Москва"  
По показателю удельного финансирования ИТ из местного бюджета Москва так же остается ведущим региональным игроком,  со значительным отрывом опережая другие cубъекты федерации. Если в 2004 г.1  эта цифра для Москвы составила 306 руб./чел. в год, то во втором по этому показателю регионе - Чукотском автономном округе - 101 руб./чел. в год, что в три раза меньше.  
Субъекты Федерации с наиболее высоким уровнем  удельного финансирования
ИТ из регионального бюджета, 2004 г.
 
  
    |  №  | 
     Субъект Федерации  | 
     Удельное финансирование ИТ  
    из регионального бюджета, 
    руб./чел. в год | 
   
  
    |  1  | 
    г. Москва | 
    306 | 
   
  
    |  2  | 
    Чукотский автономный округ | 
    101 | 
   
  
    |  3  | 
    г. Санкт-Петербург | 
    85 | 
   
  
    |  4  | 
    Ленинградская область | 
    78 | 
   
  
    |  5  | 
    Республика Мордовия | 
    58 | 
   
 
Источник: Мининформсвязи РФ1 
Столь большие отличия между регионами в госзатратах на ИТ, как в абсолютном, так и в удельном выражении свидетельствуют о том, что "цифровой разрыв" между ним не только продолжает сохраняться, но и в ряде случаев увеличивается.  
Объем средств, направляемых региональными госорганами на ИТ, в основном отражает уровень экономического развития регионов и возможности бюджетов, которые в большинстве случаев продолжают оставаться более чем скромными. Так, если накануне 2004 г. в России насчитывалось 16 регионов-доноров, то сегодня их немногим более 10.   
Субъекты Федерации - лидеры по затратам на информатизацию, 
2004 г., % от бюджета 
 
  
    |  №  | 
     Субъект Федерации  | 
     % от бюджета  | 
   
      1  | 
    Белгородская область | 
    1.26 | 
  
  
    |  2  | 
    Эвенкийский автономный округ | 
    1.16 | 
   
  
    |  3  | 
    Пензенская область | 
    1.16 | 
   
  
    |  4  | 
    Кабардино-Балкарская Республикая | 
    0.94 | 
   
  
    |  5  | 
    г. Москва | 
    0.88 | 
   
 
Источник: Мининформсвязи РФ1 
В сфере бюджетных затрат на поддержание имеющейся ИТ-инфраструктуры лидирует Москва, для нее этот показатель составляет порядка 40% от городских ИТ-затрат. Но по уровню региональных затрат на ИТ в процентах к их бюджетам в 2004 г. первой стала Белгородская область (1,26%). Тем не менее, Москва (0,88%) вошла в первую пятерку лидеров, что еще раз говорит не только о значительном внимании столичного правительства к ИТ, но и масштабах информационной инфраструктуры, функционирующей в столице.  
 
1 
Данные мониторинга региональной информатизации проведенного ВНИИ ПВТИ в конце 2004 г., работа выполнена в рамках госконтракта по конкурсу Мининформсвязи РФ  (госзаказчик - Федеральное агентство по информационным технологиям).
  
Сергей Шалманов  / CNews Analytics 
  
Церен Церенов: Многие ИТ-разработчики некритически заимствуют общепризнанные стандарты из области управления информатизацией предприятий
 Информатизация органов государственной власти в 2004 г. получила новый импульс в связи с реализацией первого этапа административной реформы и развитием процессов создания элементов «электронного правительства». При этом изменилось само понимание ФЦП «Электронная Россия» как программы, которая в первую очередь направлена на создание возможностей для применения ИКТ в деятельности органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления. О направлениях информатизации и разработке стандартов электронного взаимодействия в органах государственной власти, реализации ФЦП «Электронная Россия» и ее регионального компонента СNews рассказал Церен Церенов, заместитель директора департамента корпоративного управления и новой экономики министерства экономического развития и торговли РФ. 
СNews: В 2004 году процессы информатизации госструктур получили новое развитие в связи с перестройкой структуры федеральных органов госвласти и рядом представленных в правительство концепций, призванных канализировать и направить процессы использования ИКТ в единое русло. Можно ли говорить о том, что в 2004 году появились новые приоритетные сферы и проблемы развития ИТ в госструктурах? 
 Церен Церенов: Да, можно говорить. Появилась сфера архитектуры электронного государства как отражение необходимости унифицировать требования к информационным системам поддержки государственного управления в целях обеспечения защиты интересов не только чиновников, но и граждан, а также обеспечения взаимодействия информационных систем разных поставщиков и ведомств между собой. 
 СNews: Как в эти процессы вписываются ИТ-направления, которые министерство экономического развития и торговли реализовывало в рамках ФЦП «Электронная Россия» и других программ? 
 Церен Церенов: Они не «вписываются», наоборот, появление этих процессов как раз было инициировано в рамках работ по ФЦП «Электронная Россия». 
 СNews: В декабре 2004 г. была представлена новая редакция федеральной целевой программы «Электронная Россия». Какое место займет обновленная «Электронная Россия» в программах развития ИКТ в России? 
 Церен Церенов: Изменилось само понимание программы. Если раньше считалось, что в программе выделяются деньги на информатизацию государства, то сейчас программа обеспечивает лишь общую минимальную инфраструктуру, а главная ее часть  создание условий для полномасштабного применения ИКТ в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Судите по цифрам: в 2004 г. 1,7 млрд. рублей прошло через программу, а 50 млрд.  через бюджеты информатизации. Программа  это, прежде всего, исследовательская и координационная работа.
 Полный текст интервью 
	 |