Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Дмитрий Тимерханов: Доминирующее значение приобретает гибкость, интегрированность и эффективность сети в целом

Дмитрий ТимерхановО «точках роста» и динамике развития рынка сотовой связи в России в интервью CNews.ru рассказывает Дмитрий Тимерханов, руководитель группы стратегического анализа компании Alcatel

CNews.ru: Российский рынок сотовой связи растет несколько лет подряд, но основные направления и структура этого роста претерпевают изменения. Какие перемены произошли в конце 2003 г. и в текущем 2004 г? Усиление каких направлений развития в настоящее время отчетливо просматривается на российском рынке сотовой связи? Можно ли говорить о зарождении новых точек и «двигателей/катализаторов» роста?

Дмитрий Тимерханов: Перелистывая архивы, интересно отметить, что лишь три года тому назад самые оптимистичные прогнозы аналитиков предрекали полное насыщение российского рынка сотовой связи на уровне 12–14 млн. абонентов. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений преодоление планки в 60 млн. в течение текущего года. По мере превращения мобильной связи из роскоши в товар массового спроса меняется и собственно структура этого спроса.

Интересно отметить такой факт, с которым мы столкнулись при критическом ретроспективном анализе предыдущих прогнозов: при превращении мобильной связи в «услугу первой необходимости» стираются грани между разнородными российскими регионами — отличие в уровне доходов либо плотности населения «в разы» при прочих сопоставимых условиях на уровне проникновения отражается в значительно меньшей степени. Определяющими параметрами становятся уровень конкуренции между операторами, гибкость тарифных планов, объём и качество предлагаемого набора услуг, то есть для оператора вопрос «сколько жителей могут позволить себе сотовую связь» в значительной мере трансформируется в другой: «что и как необходимо предложить абонентам, чтобы их количество достигло заданного уровня». Соответственно, первая «точка роста» — полнофункциональные интеллектуальные сети, позволяющие операторам федерального уровня в числе прочего безболезненно внедрять новые услуги одновременно на всей территории страны.

Далее необходимо отметить роль беспроводных коммуникаций как реальной альтернативы фиксированной связи. Причем это справедливо уже не только для традиционных голосовых услуг (что с понятной тревогой отмечается многими руководителями дочерних предприятий Связьинвеста), но и, как показывает наш опыт сотрудничества с крупнейшими российскими операторами, для услуг передачи данных, и в первую очередь интернет-доступа. Такое развитие событий применительно к операторам ослабляет связь между дополнительно необходимыми инвестициями и приростом абонентов, а более существенным становится потребляемый и генерируемый абонентами объём трафика. Соответственно, все большее внимание уделяется развитию опорных сетей, сетей передачи данных, а также решениям, позволяющим гибко работать с обоими видами трафика.

Динамичное развитие в упомянутых направлениях предполагает не только использование контента, «стороннего» по отношению к операторам сотовой связи (как в случае интернет-доступа), но и активное развитие собственного. Соответственно, ещё одна точка роста — это средства «технической доставки» нового наполнения (MMS, WAP) и взаимодействия с поставщиками мультимедийной информации.

Наконец, операторы заканчивают экстенсивную фазу своего развития, и все большее внимание уделяется возврату сделанных инвестиций и прибыльности операций.

CNews.ru: Рынок мобильной связи в России еще недавно выступал в качестве мощного «двигателя» рынка инфраструктуры, но в 2004 г. темпы его прироста ощутимо снизились и эту тенденцию вряд ли можно назвать временной. Как изменились приоритеты ведения бизнеса компании Alcatel на рынке сотовой связи России в конце 2003 г. и в текущем 2004 г? Каких перемен можно ожидать в среднесрочной перспективе?

Дмитрий Тимерханов: Безусловно, по мере снижения относительных темпов притока новых подписчиков рост спроса на соответствующую инфраструктуру, в первую очередь пропорционального чистому приросту абонентской базы, также замедляется, особенно принимая во внимание фактор устойчивого снижения цен. Не последнюю роль в увеличении разрыва между приростом абонентов и объемами закупаемой инфраструктуры сыграли изменения в учетной политике операторов, касающиеся существенного удлинения срока жизни платежей. Однако, как упоминалось ранее, растущий спрос на неголосовые услуги уже частично компенсирует негативную тенденцию. Всё большая доля расходов операторов приходится на сетевые приложения, потребность в которых также определяется скорее характером поведения пользователей, нежели их количеством. Поэтому в целом рост рынка мобильной инфраструктуры продолжается и, по нашим оценкам, только на закупку оборудования и соответствующего сетевого программного обеспечения российские операторы сотовой связи потратят в этом году более 1.3млрд. евро.

Alcatel как лидер российского рынка телекоммуникационной инфраструктуры и обладатель наиболее диверсифицированного портфеля продуктов в настоящее время ориентируется на предоставление комплексных решений, позволяющих операторам успешно развиваться в русле перечисленных выше тенденций в условиях жесткой конкуренции и деятельности в масштабах страны. Доминирующее значение приобретает гибкость, интегрированность и эффективность сети в целом. Наиболее характерные примеры заинтересованности операторов именно в таком подходе — это недавние контракты на расширение сетей ведущих российских операторов: МТС и «ВымпелКома». По мере эволюции к более сложным сетям следующего поколения спрос на решения такого уровня, очевидно, будет лишь возрастать.

CNews.ru: Что вы можете сказать о динамике и перспективах различных направлений бизнеса компании Alcatel на российском рынке сотовой связи?

Дмитрий Тимерханов: Основное оборудование сетей GSM, на которое приходится около ¾ упомянутого объема инвестиций российских операторов, занимает доминирующее положение и в оборотах российского подразделения мобильной связи Alcatel. Тем не менее, следуя общему развитию, опережающими темпами растут поставки сетевых приложений и решений для эволюции сетей GSM к следующему поколению. Стабильным спросом пользуется оборудование для построения транспортных сетей мобильных операторов.

CNews.ru: Каковы перспективы развертывания в России сетевой инфраструктуры EDGE, обеспечивающей быстрый пакетный доступ к мобильному интернету? Какие операторы сотовой связи проявляют к услуге EDGE наибольший интерес и с чем это может быть связано? Насколько велика конкуренция со стороны других производителей EDGE-решений в России?

Дмитрий Тимерханов: Наблюдая за динамикой внедрения и спроса на услугу GPRS, можно с уверенностью сказать, что уровень EDGE уже востребован как на уровне конечных пользователей, так и на уровне операторов. В частности, «Мобильные ТелеСистемы» подписали контракт на развертывание первой в России сети EDGE в Самаре, а несколькими днями позднее подобную сделку анонсировала компания СМАРТС. Высокий интерес проявляют и другие операторы, причем те из них, чьи сети построены на оборудовании Alcatel, наиболее подготовлены в техническом плане, т.к. все базовые станции семейства Evolium, поставляемые в Россию с 2001 года, аппаратно подготовлены к внедрению EDGE. Подобный подход, позволяющий планировать будущую эволюцию сетей, а, следовательно, и достигать максимальной долгосрочной эффективности инвестиций, является для Alcatel стратегическим. Так, при создании базовых станций для сетей третьего поколения стандарта UMTS производства Alcatel с самого начала принимается во внимание возможность последующего внедрения услуг уровня HSDPA (передача данных со скоростью до 10Mbit/s).

Не в последнюю очередь интерес GSM операторов к EDGE, предполагающему передачу данных со скоростью до 384kb/s, связан с развертыванием сетей альтернативного стандарта CDMA-450 (154kb/s), однако динамика абонентской базы последнего в сравнении с эволюцией российских абонентов GSM/GPRS не производит сильного впечатления, а изредка появляющиеся финансовые данные операторов CDMA-450 наводят на мысль о реальной конкуренции скорее в области безлимитных голосовых тарифов, нежели скоростной передачи данных.

Говоря о конкуренции нужно отметить, что в этом году уже вся четверка основных поставщиков GSM оборудования на российский рынок (куда помимо Alcatel входят по результатам 2003 года Siemens, Ericsson и Nokia) способна предложить EDGE-решения, однако информации о реальных контрактах этих компаний в России на данный момент опубликовано не было.

CNews.ru: Каковы перспективы развертывания в России операторских решений по интеграции GPRS, WiFi и 3G? Есть ли у компании Alcatel такие решения, и каковы перспективы и направления их продвижения здесь, в нашей стране?

Дмитрий Тимерханов: Как отмечалось ранее, для эволюции GSM-GPRS-EDGE-UMTS уже существуют и экономичные пути миграции, и относительно прозрачный спрос со стороны конечных пользователей. В качестве примеров успешной интеграции Alcatel решений Wi-Fi можно привести недавний контракт со вторым по величине французским оператором мобильной связи SFR. Большие надежды возлагаются на новый стандарт 802.16 Wi-MAX, который может стать реальной альтернативой DSL в российских условиях. В этой связи хотелось бы отметить созданный весной этого года стратегический альянс Alcatel и Intel, главной целью которого является стандартизация, развитие, интеграция и маркетинг комплексных решений Wi-MAX. Существенным шагом в этом направлении является и недавнее OEM соглашение с компанией Navini Networks, расширяющее семейство широкополосных продуктов Alcatel новыми средствами беспроводной широкополосной связи.

CNews.ru: Известно о том, что Alcatel является координатором исследовательского проекта MUSE, который реализуется в Европейском Союзе международным консорциумом из 30 компаний. Каковы, на ваш взгляд, перспективы продвижения в России наработок этого консорциума?

Дмитрий Тимерханов: Основной целью создания консорциума MUSE (Multi Service Access Everywhere) является стандартизация сетей доступа, а также разработка и испытание решений для обеспечения недорогого повсеместного предоставления широкополосных услуг в рамках концепции GSB (Global System for Broadband), которая должна сыграть ту же роль, что и стандарт GSM в популяризации мобильной связи. Принимая во внимание подобную установку, российские реалии безусловно предоставляют широкие возможности для внедрения полученных результатов.

CNews.ru: Недавно компании Nokia и Ericsson представили решения начального уровня для операторов сотовой связи. Имеются ли подобные решения у компании Alcatel и каковы их перспективы продвижения в России?

Дмитрий Тимерханов: Подобные решения, как правило, предполагают оптимальные ценовые характеристики, что критично в условиях работы с низкодоходным сегментом конечных пользователей и/или при первичном развертывании сетей. Нужно отметить, что ценовое лидерство («cost leadership») является ключевым параметром в процедуре реинжиниринга, проводимого каждые 9 месяцев для GSM/GPRS/EDGE продуктов Alcatel семейства Evolium.

CNews.ru: Относительно недавно, в 2004 г. компания Alcatel подписала меморандум о намерениях с TCL Mobile Communications Co Ltd (КНР) по созданию совместного предприятия. Новая венчурная компания (55% у TCL Mobile) будет проводить исследования, разработки, займется субконтрактным производством, продажами мобильных телефонов и аксессуаров. Можно ли говорить, что бренд Alcatel и сама компания Alcatel фактически уходят с рынка мобильных телефонов?

Дмитрий Тимерханов: Согласно меморандуму, совместное предприятие Alcatel-TCL будет обладать лицензией на использование бренда Alcatel для продажи и дистрибуции телефонов. При этом Alcatel сохраняет доступ ко всему спектру технологий, концентрируясь в то же время на своем ключевом рынке — решениях операторского класса. Поэтому говорить об уходе как бренда, так и компании Alcatel с рынка мобильных телефонов в данном контексте некорректно.

Cnews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS