| 
					
   
			 | 
			
  | 	
  | 
 
Особенности российского B2B
 Мировой рынок В2В-торговли растет на 40% в год, и в большинстве стран этот сегмент демонстрирует показатели продаж и роста, опережающие онлайновую розницу  В2С. В России же рынок B2B пока все еще уступает B2C по обороту. При этом темпы роста в этих двух секторах уже третий год подряд наблюдаются примерно одинаковые. 
В настоящее время, по оценкам экспертов, более 90% российских предприятий подключены к глобальной сети. Казалось бы, есть все предпосылки для создания единого информационного пространства для делового общения, однако, в прошедшем году темпы роста сегмента B2B вновь оказались ниже прогнозируемых. Впрочем, на 40% российский рынок В2В за 2004 год все же вырос. Его объем по итогам 11 месяцев составил $442 млн.  
 
Динамика роста российского рынка В2В, $ млн.  
  
Источник: НАУЭТ, 2004г. 
Мировой рынок B2B вырос за 2004 год также примерно на 40%, по различным оценкам составив от $2,4 до 2,7 трлн. Как и в предыдущие годы, наибольший объем сделок пришелся на США (около $1 трлн.  по данным eMarketer, 2004), затем следует Западная Европа (примерно $800 млрд.  данные НАУЭТ, 2004) и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые демонстрируют максимально высокие темпы роста  более 100% в год (данные IDC, 2004). В большинстве стран показатели сегмента B2B значительно опережают В2С как по объему, так и по скорости роста. В России же рынок B2B уступает по тем же параметрам B2C, а темпы роста в обоих секторах третий год подряд наблюдаются примерно одинаковые. 
Соотношение рынков В2В и В2С в 2004 г., % 
  
Источник: CNews Analitics, 2004 
Структура рынка 
В России насчитывалось на конец 2004 года около двух сотен электронных торговых площадок (ЭТП), охватывающих практически все сферы деятельности современного бизнеса. ЭТП можно разделить на три вида: создаваемые покупателями, продавцами и третьей стороной. Так же можно выделить межотраслевые и отраслевые площадки. 
Доля различных В2В ресурсов в России в 2004 г., % 
  
Источник: НАУЭТ, 2004 
К основным отраслевые площадки, которые уже несколько лет успешно функционируют в Рунете, можно отнести: b2b-energo.ru (РАО «ЕЭС России») platts.ru (нефтепродукты и газ), lesprom.ru (лесная промышленность), metall-trade.ru, metalltorg.ru (металлургическая отрасль), medprom.ru (медицинское оборудование), ematrix.ru (IT продукция). 
Отраслевая структура закупок и продаж B2B сегмента в России в 2004 г. 
| 
 Отрасль  | 
 Объем зарегистрированных сделок с использованием ЭТП, $млн.  | 
 
| 
 Универсальные B2B площадки  | 
 32,6  | 
 
| 
 Металлургическая отрасль  | 
 42,0  | 
 
| 
 ТЭК  | 
 348,2  | 
 
| 
 Лесная отрасль и деревообработка  | 
 12,9  | 
 
| 
 Компьютеры и комплектующие  | 
 6,2  | 
 
| 
 Химическая отрасль  | 
 0,005  | 
 
| 
 ИТОГО  | 
 441,9  | 
 
 
Источник: НАУЭТ, 2004 
Стоит отметить, что полноценных B2B площадок, предлагающий максимально полный спектр услуг, в Рунете сегодня практически нет. В российском сегменте Сети представлено всего несколько ЭТП, позволяющих совершить полноценную сделку онлайн  т. е. удаленное заключение договора и совершение оплаты при помощи электронного платежа. Среди таких площадок можно выделить b2b-energo.ru, ematrix.ru и faktura.ru. В большинстве же, так называемые российские B2B площадки представляют собой каталог товаров и услуг, который предполагает лишь поиск интересующей информации с последующим оффлановым совершением сделки.  
Способы взаимодействия участников В2В-торговли, % 
| 
 Электронная торговая площадка: 
 -запрос предложений (поставщиков, потребителей) 
 -запрос котировок (поставщиков, потребителей)  | 
 21  | 
 
| 
 Электронная доска объявлений  | 
 91  | 
 
| 
 Каталог компаний, предлагающих свою продукцию  | 
 67  | 
 
| 
 Каталог товаров и услуг  | 
 89  | 
 
| 
 Аукцион (на понижение на повышение)  | 
 36  | 
 
| 
 Конкурс (открытый, закрытый, двухэтапный)  | 
 14  | 
 
 
Источник: НАУЭТ, 2004 
Данные Национальной ассоциации участников электронной торговли обнаруживают, что большинство сделок купли-продажи, совершенных в сети, приходятся на корпоративные сайты  24% закупок и 83% продаж. Для сравнения, на корпоративные сети приходится 23% закупок и 17% продаж. На В2В-площадки  25% и 9% соответственно.  
Каналы закупок и продаж через интернет, используемые отечественными компаниями 
  
Источник: НАУЭТ, 2004 
Перспективы 
Эксперты и участники рынка по-прежнему высоко оценивают потенциал использования B2B в России. Примером успешного функционирования B2B-площадки сегодня, например, может служить b2b-energo. Проведение здесь торгов позволяет предприятиям РАО «ЕЭС России» на треть снизить затраты на организацию закупок. Так, в 2004 г. ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС сэкономила при помощи электронных закупок 30 млн. рублей, а ОАО «Пензаэнерго»  около 70 млн. рублей. В течение 2005 года холдинг планирует довести интенсивность эксплуатации электронных торговых систем до 50% от общего уровня закупок.  
Как известно, B2B-площадка позволяет предприятию выйти на качественно новый уровень организации бизнеса. С ее помощью продавец расширяет рынок потребительской продукции, сокращает издержки на проведение переговоров и сделок за счет сокращения числа посредников, может постоянно отслеживать информацию о спросе, предложениях и тенденциях рынка. Покупатель же со своей стороны экономит время на поиске информации о товаре и сокращает расходы на установление контактов с поставщиками и подрядчиками.  
Однако низкий уровень автоматизации предприятий в России, нехватка квалифицированных кадров, а так же слабое развитие телекоммуникационного сектора в регионах не позволяет в полной мере использовать возможности ЭТП. Соответственно, развитие электронной коммерции в России существенно тормозится.  
Участники рынка, ожидающие уверенного роста российского сегмента B2B в ближайшие несколько лет, тем не менее, не согласны с западными прогнозами относительно 200%-ного увеличения этого рынка. По мнению российских экспертов, в 2005 г. показатель роста отечественного рынка B2B останется на уровне 4050%. Действительно бурный рост в этом сегменте будет наблюдаться только после того, как в России появятся развитая система электронный платежей, а доверие игроков друг к другу повысится.   
Илья Разумов / CNews Analytics 
	 | 
		
  |