Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2014

Андрей Тихонравов

Андрей Тихонравов:
СГК за 3 месяца перевела аналитику и ERP-систему на SAP HANA

Об особенностях развития российского рынка ERP-систем на современном этапе и о том, как "Сибирская Генерирующая Компания" (СГК) пришла к решению перевести аналитическую и ERP системы на платформу SAP HANA, CNews рассказал ИТ-директор СГК Андрей Тихонравов. Проект состоялся в 2015 г., СГК первой в России внедрила новую разработку международного вендора, которая обеспечивает работу бизнес-приложений и аналитики в реальном времени, без обращения к жесткому диску.

CNews: Как вы считаете, каковы характерные черты мирового рынка внедрения ERP-систем?

Андрей Тихонравов: Как человек, который руководил внедрением различных ERP-системы – SAP, Oracle, Scala, Epicor, могу сказать, что сейчас наблюдается тенденция к укрупнению компаний-производителей ERP-систем, которые начинали как компании производители программ по автоматизации бухгалтерского учета. Крупные участники рынка поглощают нишевых игроков, в частности производителей систем документооборота, автоматизации ремонтной деятельности и кадрового учета.

Крупнейшие игроки постоянно добавляли функционал для различных сфер деятельности предприятий – продажи, логистика, закупки, управление персоналом, ремонтами и т.д. Процесс разработки ERP-системы очень сложен и даже солидные компании не успевают за разработками гигантов, на которых работают десятки тысяч высококлассных ИТ специалистов. Кроме того, преимуществом крупнейших игроков стало наличие разветвленной сети представительств и мощная организация продавцов, с идеологией в чем-то схожей с закрытой религиозной группой.

CNews: Каковы особенности российского рынка ERP-систем?

Андрей Тихонравов: Российский рынок информационных технологий достаточно специфичен. Во многом это связано со требованиями российского законодательства в области бухгалтерского и налогового учета, а также с тем, что большая часть населения страны не владеет иностранными языками. Это особенность перенеслась в том числе, например, в сферу социальных сетей, где в отличие от других стран, присутствуют и пользуются наибольшей популярностью именно российские, а не международные игроки.

CNews: Каковы основные трудности при внедрении ERP-систем в таких больших компаниях как СГК?

Андрей Тихонравов: Процесс внедрения ERP-системы невозможен без доработки функционала под конкретную компанию-пользователя, то есть дописываются формы, создаются новые таблицы в базах данных. Но на деле получается, что чем меньше таких дополнительных разработок, тем лучше. Во-первых, потому что первоначальную систему проще поддерживать, проще устанавливать на нее обновления. Во-вторых, в таком случае не нужно держать большой штат программистов, которые должны разбираться в этих дополнительных разработках. Если система сильно модифицирована, компания становится очень зависимой от архитектора, который придумал эти изменения. Если этот человек уходит из компании, возникает риск, что другие сотрудники не смогут поддерживать систему. При внедрении типовых решений такой риск сводится к минимуму.

tihonravov_telo.jpg

Андрей Тихонравов: Процесс внедрения ERP-системы невозможен без доработки функционала под конкретную компанию-пользователя

Сейчас уже нет необходимости в глубинной переработке систем под клиента. В современных ERP-системах ключевых производителей настолько много преднастроенных бизнес-процессов, что порой проще сам бизнес-процесс компании подстроить под систему, а не наоборот. Ведь эти решения уже внедрены в крупнейших мировых организациях и доказали свою эффективность. Так почему бы не перенять лучшие практики?

Есть и еще одна проблема самостоятельных разработок, которая состоит в том, что модификация системы нередко приводит к недостаткам технического характера –начинает снижаться производительность либо начинается неограниченный рост базы данных и т.д. И в этом случае стандартные механизмы, которые есть в ERP-системе, уже не решают проблемы.

CNews: Почему проваливаются проекты по внедрению ERP-систем?

Андрей Тихонравов: Чаще всего сложности возникают в связи с тем, что, либо у исполнителя нет специалистов, которые хорошо понимают бизнес-процессы компании, либо у бизнес-заказчика нет понимания своих потребностей и конечного результата. В этой ситуации многое зависит от первых лиц компании, в идеале они должен выстроить весь процесс таким образом, чтобы ключевые менеджеры несли персональную ответственность за четкую постановку задачи ИТ-специалистам и вместе с ИТ-специалистами отвечали за полученный результат.

Если вы хотите получить в результате хорошую и работоспособную ERP-систему, нужно иметь очень четкую, достижимую и измеримую цель, то есть ответить на вопрос, что именно необходимо автоматизировать и стоит ли цель затраченных на нее средств.

CNews: Какова стратегия развития СГК и какие ИТ-проекты призваны помочь достичь поставленных целей?

Андрей Тихонравов: На сегодня основными стратегическими целями нашей компании являются расширение рынка сбыта, то есть увеличение количества потребителей в регионах присутствия, сокращение затрат и оптимизация сбора денежных средств. В достижении этих целей нам помогают проекты по развитию инфраструктуры компании, биллинговой системы, информационно-технологических систем, и внедрению оперативной аналитической отчетности.

CNews: Почему вы решились на такой шаг – первыми в России одновременно перевести SAP BI и ERP на платформу SAP HANA?

Андрей Тихонравов: Мы решили реализовать данный проект, так как этого требовали наши бизнес-задачи –правила ведения бизнеса в масштабах компании СГК диктовали необходимость перехода на современное программное обеспечение, отвечающее все возрастающим требованиям рынка. SAP HANA позволяет в разы увеличить быстродействие системы. Это стало возможным благодаря вычислениям in-memory, которые позволяют хранить всю базу данных в операционной памяти и не тратить время на обращения к жестким дискам. Кроме того, данная технология одновременно позволяет сократить объем самой базы данных. В итоге мы получаем значительную экономию для бизнеса – в частности, снижаются трудоемкость и сроки работы пользователей системы, повышается общая эффективность. Если говорить более конкретно, переход на данную платформу позволит нам сократить сроки закрытия финансового периода и формирования бухгалтерской и управленческой отчетности.

CNews: Какие альтернативные варианты вы рассматривали?

Андрей Тихонравов: Изначально мы стояли перед выбором – либо развивать и оптимизировать текущие решения, либо перейти на новую платформу SAP HANA. Стоит отметить, что ранее у нас использовалась достаточно старая версия SAP BI и появилась острая необходимость в переходе на новую. До старта проекта мы использовали SAP BCS (платформа для трансформации и консолидации финансовой отчетности) и планировали перейти на SAP BPC (более новое решение SAP для планирования, бюджетирования и консолидации финансовой отчетности). SAP HANA оказалась новейшей разработкой в этой области, превосходящей аналоги по скорости и эффективности. Кроме того, уже сейчас понятно, что развитие дополнительного функционала компанией SAP, который может быть нам полезен, в дальнейшем будет происходить на базе данной платформы. В частности, нам может быть полезно развитие такого функционала, как BPC, ТОРО (управление техническим обслуживанием) и HCM (управление кадрами).

При выборе решения для нас стало важным то, что компания SAP согласилась оказать нам помощь при миграции данных на новую платформу. Для наших сотрудников было организованно обучение на соответствующих курсах. Сотрудники московского офиса вендора привлекли для выполнения работы одного из своих лучших технологических партнеров – компанию Amberlabs, специалисты которой уже были знакомы со многими подводными камнями в настройках базы данных и ядра системы, которые могу встретиться при миграции, и оказали нам неоценимую помощь в миграции. Также вендор выделил для нас персонального куратора из SAPSE, который еженедельно следил за процессом перехода на новую платформу и помогал в решении вопросов, связанных с миграцией данных. Но сам проект по миграции реализовывался практически полностью силами СГК.

CNews: Расскажите, пожалуйста, подробнее о ходе проекта.

Андрей Тихонравов: Внедрение SAP HANA заняло около 3-х месяцев и охватило 1600 пользователей. Проект состоял из двух основных подпроектов – миграции аналитической системы SAP BI и миграции финансовой системы SAP ERP. Из-за сжатых сроков работа велась параллельно. Разница в сроках между началом промышленной эксплуатации двух систем составила около двух недель.

Сейчас мы полностью завершили перенос ERP и BI-систем на SAP HANA. Результаты стали заметны уже после первых недель работы. В частности, в разы сократился объем базы данных благодаря инновационным алгоритмам сжатия, время загрузки данных из ERP-системы уменьшилось в 3 раза, с 2-х часов до 40 минут по ряду отчетов, увеличилась общая скорость подготовки отчетности.

Вернуться на главную страницу обзора