Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Приговор аналитиков: ЭЦП не нужна

Документооборот
, Текст: Михаил Демидов
Распространение цифровых подписей в электронном документообороте стопорится не только в России, но и в мире – во всяком случае, именно об этом говорят данные исследования, затрагивающего заказчиков из Европы и США. Отечественные аналитики готовы ответить, почему.

По данным AIIM, примерно 40% организаций за рубежом так и не начали использовать ЭЦП, а еще у половины процесс согласования электронных документов требует их физического подписания Аналитики считают, что для 23% компаний подобные проблемы могут оборачиваться недельными или даже дольше простоями или задержками. Российские вендоры согласны с тем, что такие сложности применения ЭЦП действительно имеют место быть.

"Электронная подпись, особенно если мы говорим об усиленной электронной подписи – достаточно сложная и затратная технология. Кроме того, требуется создание единого правого и технически совместимого информационного пространства (нормативные акты, соглашения, инфраструктура PKI). Поэтому применение данной технологии оправдано для особых правоотношений, где велики риски мошенничества и риски, связанные с отказом от подписания документа, признанием подписей и документа недействительными, - объясняет Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum. - Во многих случаях эти меры безопасности оказываются избыточными, поэтому компании обмениваются неподписанными ЭП электронными документами, используют "обычную" электронную почту, сервисы обмена сообщениями или же "по старинке" оформляют бумажные документы". Также, еще одна причина, по которой не произошла полная "электронизация" документооборота – хранение электронных документов, особенно, если речь идет о длительных сроках – также требует усилий и определенных затрат, уверен эксперт. Он считает необходимым предусмотреть процедуры резервного копирования, а при долговременном хранении необходимо также обеспечить гарантии читаемости носителей и самих документов. В ряде случаев может потребоваться миграция на современные носители или конвертация в более современные форматы.

Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM TerraLink, уверен, что причина таких результатов состоит в том, что необходимость повсеместного применения ЭЦП сильно преувеличена, а для ее реального эффективного применения требуется развитая инфраструктура и иная культура бизнеса в целом. Он соглашается с Бушмелевым по поводу того, что для внутрикорпоративного документооборота ЭЦП не нужна. Другое дело, считает эксперт, когда необходим межкорпоративный оборот документов. Но в этом случае требуется согласие двух сторон на применение ЭЦП. В каких-то случаях, например, в судах, возможно, подача документов требуется исключительно только в бумажном виде и, таким образом, ЭЦП тоже неприменима.

Алексей Кислицын, директор по консалтингу и разработке ECM-практики компании "Логика бизнеса 2.0" (ГК "АйТи"), связывает основной блок проблем с необходимостью пересмотра регламентов и процессов организации, поскольку, как правило, такой пересмотр ломает годами сложившиеся привычки руководителей и сотрудников: документ с подписью привычен и понятен, а файл с набором букв и цифр, подтверждающих подлинность документа, нет. "Точно такие же проблемы в свое время возникали при внедрении самого ЭДО: законы об электронном документообороте приняты, но понимание и доверие еще не пришло", - добавляет он.

"Потребность в юридически значимых документах есть у любого предприятия, напоминает Сергей Курьянов, директор по развитию бизнеса "Доксвижн". - Вопрос в том, какова доля таких документов в общем документообороте и в абсолютном количестве таких документов. Поэтому многие вполне хорошо себя чувствуют, подписывая на бумаге небольшое количество юридически значимых документов и обходясь без подписей и распечаток с остальными документами - как у нас, так и везде и на Западе в том числе".

Кислицын напоминает, что в 2011 году появился существенно переработанный 63-ФЗ об ЭП: он вступает в силу с 01.07.2013 и окончательно отменяет предыдущий закон об ЭЦП. Основные сферы, где будет использоваться ЭП документов: оказание государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу в электронном виде, деятельность органов госвласти, электронная торговля, кредитные организации. Таким образом, по его словам, пусть и медленно, законодательство об использовании ЭП улучшается. В лидеры по использованию ЭП правительство вынуждает выходить органы госвласти, за ними следуют крупные корпорации с госучастием, а после постепенно будут втягиваться коммерческие структуры. "Государство ввело тренд на использование ЭП, благодаря чему появился спрос на соответствующие решения. Остается ждать, когда потребитель осознает все преимущества ЭП и начнет полностью доверять этой технологии, - надеется он. -Большинство вендоров давно поддерживает ЭЦП технологически. Некоторые заказчики пользуются услугами удостоверяющих центров провайдеров EDI (таких как, например, "Диадок"), но их также сдерживает отсутствие "роуминга" сертификатов. Государство должно принять соответствующие подзаконные акты и ввести наконец в действие закон о цифровой подписи", - предлагает г-н Курьянов.

"Очень разумным и целесообразным выглядит требование применения электронной подписи при межкорпоративном обмене бизнес-документами (счетами-фактурами, актами, накладными, договорами). Мы надеемся, что благодаря этому бизнес-сообщество осознает сферу, где применение ЭЦП реально необходимо, и это на самом деле даст огромный стимул для теории и практики применения ЭЦП, а также повысит спрос на ее применение", - считает Бейдер.

"На мой взгляд, законодательное разрешение и подробная регламентация обмена электронными счетами-фактурами может стать катализатором развития рынка электронного обмена документами. Фактически компании практикуют электронный обмен уже не первое десятилетие, но это был обмен "точка-центр" (сдача отчетности, системы "банк-клиент"). Создаваемая структура для обмена электронными счетами-фактурами позволит организовать "сетевой" обмен между произвольными участниками. Есть большая вероятность, что эти структуры будут использоваться для доверенного обмена и другими документами – накладными, актами, договорами и т.п.", - предполагает Бушмелев.

В целом опрошенные специалисты отмечают, что на рынке появляются новые спецоператоры, ищущие свои ниши в этой сфере, пытаясь сделать бесшовную интеграцию с информационными системами. В итоге спецоператоры и вендоры находят общий язык, и на свет появляются адаптеры и модули интеграции с учетными системами и ECM - активность вендоров и операторов в этом поле достаточно высока.