Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Перевернет ли стандарт Google рынок ECM?

Документооборот
, Текст: Михаил Демидов
Системы социального взаимодействия в Enterprise 2.0 могут увеличить свое влияние на рынок ECM за счет усиления стандартов обмена веб-контентом. Одним из стимулов к этому должно стать развитие OpenSocial - открытого API, продвигаемого Google, считают за рубежом. Российские компании уверены в том, что такие стандарты будут нужны местным заказчикам еще не скоро.

OpenSocial представляет собой открытый программный интерфейс, развиваемый Google с 2007 года. Он предназначен для связи социальных веб-приложений с ECM-системами и уже поддерживается такими вендорами как Jive, SAP, SocialText, IBM, Nuxeo, Atlassian. В конце 2011 года должна появиться вторая версия OpenSocial, которая улучшит взаимосвязь между системами и общую работу пользователя с ними (появится OAuth 2.0, сквозной поиск, поддержка мобильных интерфейсов и пр.). В общих чертах задачи, которые решает OpenSocial, схожи с функциями CMIS, реализуемого в новых версиях корпоративных порталов и ECM. Опрос отечественных экспертов рынка СЭД показал их заинтересованность в развитии OpenSocial в продуктах - правда, с оговорками.

Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС, находит идею OpenSocial действительно похожей на CMIS: "Если внедрение CMIS позволяет приложениям взаимодействовать с разнообразными хранилищами контента от разных производителей, то внедрение OpenSocial даст приложениям возможность работать с социальной информацией различных социальных сетей и веб-сайтов. В итоге разработчикам не нужно будет переписывать свои приложения под каждую новую сеть, и они смогут создавать инструменты, способные одновременно обрабатывать информацию из множества поддерживающих спецификации OpenSocial соцсетей". По ее мнению, в спецификациях типа OpenSocial заинтересованы, естественно, разработчики социального ПО (сокращаются затраты и увеличивается число потенциальных покупателей), а также те, кто зарабатывает сбором и объединением социальной информации (в том числе, персональных данных) из различных источников. По ее мнению, для самих социальных сетей ситуация двойственная: можно существенно обогатить функционал своих сетей за счет сравнительно недорогих тиражных разработок, но при этом есть и угроза утраты конкурентного преимущества по причине потери монополии на "свой" социальный контент. При этом пользователям социальных сетей нужно понимать, что подобный стандарт позволит с легкостью аккумулировать их персональные данные.

"Спецификации могут оказаться очень полезными для организаций, использующих технологии краудсорсинга, поскольку они упрощают сбор и обработку данных из многочисленных социальных сетей. В том числе, они способны существенно облегчить жизнь правоохранительным органам, которые пока еще не научились в полной мере контролировать этот феномен, - рассуждает госпожа Храмцовская. - Поскольку определяющим фактором для внедрения OpenSocial является поддержка со стороны ведущих социальных сетей, и с учетом их острой конкуренции я бы предположила, что в ближайшей перспективе спецификации ждет достаточно трудная борьба за место под солнцем".

Владимир Андреев, президент "ДоксВижн", подтверждает, что в компаниях все больше значимой для их работы информации фиксируется не в рамках информационной системы, а в инструментах, относящихся к Web 2.0 - блогах и социальных сетях, при этом, с другой стороны, постепенно начинают внедряться внутрикорпоративные социальные сети для поддержки процессов коммуникации в рамках рабочих групп и неформальных объединений сотрудников. "Таким образом формируется два блока контента: традиционный - управляемый в рамках ECM систем, и новый - социальный. Рано или поздно интеграция ECM и социальных сетей станет необходима для обеспечения единой системы управления знаниями в компании. При этом, безусловно, наличие универсального интерфейса создания приложений в рамках произвольной социальной сети и организации информационного обмена сильно упростят реализацию такого рода интеграционных сценариев, - поясняет он. - Аналогичный процесс в настоящее время идет в отношении стандартизации протокола доступа к данными корпоративной ECM в виде имплементации протокола CMIS. Если основные поставщики систем обоих классов поддержат оба эти интерфейса, то, как интеграция, так и создание законченных приложений на базе вышеназванных технологий станут существенно проще, и, возможно, появятся качественно новые классы приложений".

Оценивая потребность в OpenSocial для России, эксперт пришел к мнению, что это скорее перспективная, чем крайне актуальная задача, так как в области корпоративной автоматизации локальный рынок отстает от наиболее развитых стран мира, а традиции управления и корпоративной культуры в России все еще больше тяготеют к традиционным директивным методам управления. Но, тем не менее, считает он, очевидно, что данные задачи станут актуальными в ближайшем будущем по мере обновления кадрового состава руководителей и работников и большего проникновения технологий Web 2.0 во внутрикорпоративные процессы и культуру. "В свою очередь, для создания приложений для конечного потребителя данный API открывает огромные перспективы, и, несомненно, будет востребован отечественными интернет-пользователями", - заключает эксперт.

Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum, проводит различия между социальным программным обеспечением (в первую очередь, взаимодействие, совместная работа и обмен) и системами управления корпоративным контентом (упорядочивание, хранение, поиск). Несомненно, они пересекаются, и площадь этого пересечения только растет. "Социализацию эксперты давно называют одним из самых заметных ECM-трендов. Инкапсуляция в ECM различных социальных инструментов, необходимость взаимодействия с социальными сетями и социальными приложениями с большой долей вероятности вызовет рост интереса и к "социальным" стандартам, тому же OpenSocial", - говорит он. По его мнению, стандартизация станет актуальной тогда, когда возникнет необходимость интегрировать отдельные информационные системы или компоненты. Особенно острой эта проблема будет в том случае, когда совсем не останется клиентов "девственно чистых" в смысле использования ECM-решений, а вендоры и интеграторы будут по несколько раз "заходить" в одну и ту же организацию с разными решениями. На текущий момент, считает господин Бушмелев, и в России, и в мире пока еще не так часто организации для решения смежных ECM-задач используют решения от разных производителей: "Социальная полемика, особенно неподкрепленная расчетами и обоснованиями, без должной проработки рисков, уже надоедает, и к социальным инициативам организации относятся скорее осторожно, поэтому потребность в OpenSocial пока трудно охарактеризовать, как насущную".

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса, подтверждает, что, несмотря невысокое распространение в России идей социального ПО применительно к ЕСМ/СЭД-решениям, за подобными стандартами большое будущее. "CMIS, OpenSocial позволяют реализовать платформно-инвариантные подходы к управлению информационными активами. Это может быть "референтная" модель, когда контент (в том числе "социальный") находится там (в том приложении), где он был создан, а доступ к нему обеспечивается по унифицированной ссылке из любого другого приложения. Это позволяет лучше, эффективнее использовать существующие ресурсы, - объясняет он. - Если же организация выбирает путь построения единого решения для управления всем своим корпоративным контентом на основе единой корпоративной платформы, возможно существенное упрощение консолидации контента, который изначально может размещаться в различных хранилищах и базах данных".

В целом эксперты отечественного рынка СЭД отметили, что OpenSocial представляет интерес для отрасли как стандарт будущего, когда уровень социальной составляющей корпоративного контента станет на порядок выше, чем сейчас.