Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Владимир Андреев: Курс рассчитан на людей, которые знают, что такое СЭД

Документооборот

Российский рынок СЭД переживает сейчас активную фазу роста. Внедрения различных решений проводятся во многих организациях, принадлежащих разным отраслям экономики и разным масштабам бизнеса. Вместе с тем, как отмечают игроки отрасли, процент неудач при внедрении СЭД остается большим. Как обеспечить грамотную автоматизацию делопроизводства? Этому будет посвящен специальный курс президента компании "Доксвижн" Владимира Андреева, о котором он рассказал CNews.

CNews: Вы говорили, что курс для вебинара основан на уже читавшемся вами аудиторном курсе. Какие отличия между ними? Как технически будут проходить занятия?

Владимир Андреев: За два года, пока я не читал этот курс, появилось много новой терминологии, возникли новые классы задач – тот же Case Management, о котором еще три года назад никто не и думал, Agile BPM, который сейчас очень моден, и так далее. Сам рынок тоже "повзрослел" за это время, на нем появились новые, действительно интересные классы продуктов. Само понимание того, что, собственно, есть СЭД, за это время довольно сильно прогрессировало, поэтому читаемый курс, конечно, подвергся фундаментальной перестройке: сама модель не изменилась, но методическая часть и анализ отрасли претерпели довольно сильные изменения.


Владимир Андреев: Нам хотелось бы, чтобы наша идея, наши модели были разделены профессиональным сообществом

В настоящее время в вебинарном виде курс состоит примерно из 20 лекций по полтора часа: один час отводится на лекцию и полчаса – для обсуждения вопросов. Возможно, по ходу проведения занятий будут добавляться новые темы. Я считаю, что трудоемкость подготовки курса можно оценить в человекомесяц, так как курс сам по себе является некой компиляцией из того, что мы говорим в других форматах лекций, наш основной род деятельности – это анализ, а оформление всех наработок в презентацию – достаточно несложный процесс. Единственная проблема – это поиск практического материала. Трудоемкость этого курса для нас такая невысокая, потому что мы фактически ограничиваемся самопрезентацией. Наибольшее количество практических аспектов будет иллюстрироваться именно наработками компании "ДоксВижн", и, что самое важное, не только ими, но и идеями, которые еще не реализованы. Фактически это будет продукция, которая нами планируется к выпуску, или та функциональность, необходимость которой мы понимаем, но она, допустим, еще не реализована или реализована в каких-то других системах, например, цифровой подписи. Для этого мы используем нашу СЭД пятой версии, которая планируется к выходу.

Мы не решили, чем именно будет оканчиваться сам курс через полгода – как таковые экзамены в таком формате вряд ли являются подходящей формой отчетности. Скорее всего, ценность его не в том, чтобы прослушать все вебинары целиком, а в том, чтобы в нужный момент найти нужный материал. Это, скорее всего, изложенный в онлайн-виде некоторый методический материал, к которому можно будет обращаться со временем, своего рода тренинг с мастер-классом. Курс ориентирован скорее на конечного пользователя, чем на ИТ-компании, которые внедряют систему, хотя им тоже будет небесполезно прослушать. Но в первую очередь я ориентируюсь на конечного потребителя, то есть, на человека, который либо начал работать с СЭД, либо думает начать, либо недоволен тем, как он начал это делать.

CNews: Такие примеры недовольства уже есть? Будут ли в курсе отсылки к конкретным кейсам, которые существовали, допустим, у "ДоксВижн" или ваших партнеров?

Владимир Андреев: Конечно, такие примеры есть, безусловно, и у нас, и у других компаний. Опыт внедрения СЭД вообще очень неоднозначен в России, и неудачных проектов очень много. Я в данном случае говорю не про DocsVision, а вообще про рынок. Это связано в основном с низкой методической оснащенностью, потому что люди относятся к таким внедрениям несколько поверхностно. Мы видим действительно низкое понимание функциональности, то есть то, что заказчики ожидают от СЭД, представляется завышенным, и, в силу сложности задачи, не так легко достижимым. Например, если мы интегрируем СЭД в корпоративной сети, то система внедряется, как правило, на 100% компьютеров, потому что все люди вовлечены в процессы. Задача усложняется тем, что, строго говоря, нет никаких более-менее внятных стандартов документооборота, которые вменяют сколько-нибудь жесткие регламенты: каждая компания строит их на собственный вкус, поэтому система должна быть очень гибкая, чтобы это учитывать. В итоге мы обнаруживаем много факторов, которые затрудняют внедрение СЭД. Последнее время очень много претензий исходит и к нам, и к другим производителям, которые связаны с интерфейсом. Он оказывается несколько перегруженным в силу того, что функций достаточно много. Эту проблему нужно решать: у нас есть ответы на этот вопрос, но, как правило, их очень трудно донести до пользователей, потому что они не всегда понимают контекст используемой системы документооборота. Об этом тоже будет речь – как построить методику таким образом, чтобы это вызывало наименьшее сопротивление персонала.

Сам курс есть следствие кейсов, и он базируется на определенных практических вещах. Замечу, что мы, когда строим платформу и разрабатываем продукт, уже давно не придумываем функциональность, так как она вся исходит из решаемых в проектах задач. В этом смысле, конечно же, примеры в курсе будут, но не думаю, что их будет очень много, поскольку это не есть основное его содержание.

CNews: Ориентировались ли вы на западные аналоги таких курсов? Рассчитываете ли вы привлечь зарубежную аудиторию?

Владимир Андреев: Да, ориентировались. Во-первых, мы в определенной степени знаем, чему учат за границей, и, наверное, можно найти аналог этому курсу. Тем не менее, у данных вебинаров есть специфика местного рынка, потому что в России система электронного документооборота имеет другой смысл и значение для бизнеса в силу традиции. Я имею в виду различия в управлении и автоматизации, например, DMS-систем, которые на Западе довольно широко представлены. Кроме того, для российского рынка высока значимость директивного управления – задачи классического делопроизводства значительно довлеют над бизнесом и занимают значимое место. Поэтому курс нельзя считать калькой с западных вебинаров, так как калька в этом смысле невозможна. Однако некоторые отдельные элементы там будут воспроизводиться, в частности, тематика ECM, BPM и так далее. Что касается зарубежной аудитории, то маловероятно, что эти методики будут на 100% применимы, допустим, для западной компании, поскольку там просто нет определенного класса задач, которые мы решаем. Так, если брать СЭД пяти- шестилетней давности, то основной задачей была, по сути дела, автоматизация директивного управления, то есть создание системы контроля исполнительной дисциплины. Сейчас, если взять крупные наши проекты, то они, как правило, во многом связаны именно с этим контуром управления. Но в последнее время, на самом деле, появляются совершенно новые классы задач, которые лежат в стороне от традиционной канцелярии. Эти задачи автоматизируют некоторые ключевые бизнес-процессы для, например, банковского сектора. Это приближает нас к западному рынку.

CNews: Как вы считаете, что изменит данный курс для отрасли?

Владимир Андреев: Нам хотелось бы, чтобы наша идея, наши модели были разделены сообществом, потому что на самом деле курс представляет собой попытку сделать самостоятельные усилия по формированию модели: что такое СЭД, какие в ней существуют компоненты, как она вписывается в ИТ-инфраструктуру, а также создание некоторого словаря. Я надеюсь, что это как-то поможет консолидации. Не хочу завышать ожидания и думать, что мы изменим отрасль, но, по крайней мере, появится сколько-нибудь связный методический материал, которого до сих пор не было. К сожалению, книги как таковой по нашей отрасли, своего рода Библии, не издано, и курс может послужить первой ступенькой к этому.

На самом деле, на рынке ведутся определенные действия в этом направлении, например, DOCFLOW сейчас открыла серию вебинаров по проблематике СЭД, где мы тоже участвуем. Это тоже небесполезная работа. Но, еще раз говорю, очень сложно сделать это консолидировано, потому что каждый производитель имеет свои соображения на эту тему. Организации типа AIIM у нас, в России, пока нет. В этом ключе что-то пытается делать "Гильдия управляющих документацией", но, опять же, пока эти усилия ничем не увенчались. Я не думаю, что у нас получится нечто фундаментальное, но, по крайней мере, наших потенциальных пользователей мы сориентируем. У меня есть надежда, что это будет иметь какой-то смысл: нашу терминологию, наши определения можно будет использовать как базу для постоянных стандартов. Надеюсь, что это получится. Мы не пишем специальный учебник, который сопровождает курс. Если мы реализуем данный проект, то фактически это будет готовая методика, чтобы переводить ее в какие-нибудь читаемые материалы, например, для вузов, поскольку такого курса в стандартных обучающих программах до сих пор нет. Мы вплотную думаем об этом, однако, видимо, реализация данной идеи отодвигается ближе к новому учебному году, то есть, к окончанию курса.

Михаил Демидов / CNews