Оптимизация расходов на СЭД: подрядчики знают, как сэкономить
Отечественный рынок систем электронного документооборота можно назвать "островком стабильности" в сфере ИТ. По итогам 2009 года аналитики ожидают, что его объем хоть незначительно, но увеличится. Тем не менее, рецессия в стране продолжается, поэтому по-прежнему остаются актуальными вопросы экономии. Способы сокращения расходов обсудили участники круглого стола "СЭД: возможности оптимизации", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.
Наталья Храмцовская: Идея отдельного законодательства для электронного документооборота сомнительна, особенно в нашей стране
На вопросы CNews ответили Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС, и Елена Антошечкина, начальник отдела анализа и методологии компании.
CNews: В чем, на ваш взгляд, проявились кризисные тенденции на рынке СЭД в России?
Наталья Храмцовская: Как мне кажется, организации стали реже выбирать системы из соображений престижности. Гораздо чаще, чем раньше, ставится вопрос об экономической целесообразности СЭД, и используются количественные методы ее определения.CNews: Можно ли экономить на СЭД?
Наталья Храмцовская: Думаю, это зависит от той роли, которую СЭД играет в деловых процессах организации. Если СЭД мало влияет на эффективность работы основных зарабатывающих подразделений, то, в крайнем случае, на ней можно и сэкономить. Если же СЭД позволяет организации больше зарабатывать (как минимум, окупая себя), существенно сократить расходы или без нее просто невозможно вести основную деятельность, - то тогда экономить на ней неразумно.
CNews: Как принятие закона об электронном документообороте отразится на отрасли?
Наталья Храмцовская: Если закон будет разрабатываться "как обычно", т.е. без учета мнения ведущих юристов и специалистов в области делопроизводства и архивного дела, то первоначальный эффект, скорее всего, будет негативным.
В законе с большой вероятностью появятся как формулировки, делающие ряд широко используемых сейчас технологий нелегитимными, так и положения, вынуждающие использовать только определенные технологии, и тем самым не позволяющие обеспечить гибкость законодательства в быстро меняющихся условиях.
Люди, активно лоббирующие идею такого законодательства, до сих пор были не в состоянии внятно объяснить, что же конкретно этим законом они хотят регулировать. Никто не занимался и анализом эффективности подобных законов и нормативных актов, принятых в Украине, Узбекистане и Казахстане, а напрасно: с одной стороны, в них правильно поставлен ряд проблемных вопросов, а с другой – предлагаемые решения способны иной раз больше навредить, чем помочь делу.
С моей точки зрения, сама идея отдельного законодательства для электронного документооборота сомнительна, особенно в нашей стране, где мы на самом деле идем к смешанному, бумажно-электронному документообороту. Электронный документ, в первую очередь, это документ, и только во вторую - электронный. Общие принципы делопроизводства и документооборота, если уж их и фиксировать в законах, должны быть едиными, а технологическим особенностям место в подзаконных актах.
CNews: Как развивается проект по созданию национального стандарта СЭД, в котором вы принимали участие?
Елена Антошечкина: В настоящее время разработана первая редакция проекта национального стандарта ГОСТ Р "Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем автоматизации документационного обеспечения управления. Требования к электронным сообщениям". Проведено и завершено публичное обсуждение текста первой редакции проекта стандарта и сбор отзывов и замечаний. Сейчас идет работа по их анализу. Следующим этапом станет доработка текста с учетом замечаний - разработка окончательной версии проекта национального стандарта.
В рамках ПНС-2010 (Программа национальный стандартизации) мы планируем принять участие в следующих двух работах. Первая - разработка ГОСТ Р "Системы автоматизации и их интеграция. Системы электронного документооборота. Общие требования". Стандарт будет разрабатываться с использованием Model Requirements Specification for the Management of Electronic Records (MoReq2), принятого Евросоюзом в 2008 году. Вторая работа - разработка Р 50 "Системы автоматизации и их интеграция. Системы электронного документооборота. Терминологический словарь". Правила будут вводить основные термины, определения и понятия в области электронного документооборота.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2139