ИТ позволят железнодорожному транспорту пережить "эпоху перемен"
В условиях резкого увеличения объема перевозок железнодорожный транспорт должен адекватным образом адаптировать свою ИТ-инфраструктуру, обеспечить ее модернизацию и развитие в соответствии с актуальными тенденциями отрасли высоких технологий. Для холдинга РЖД эта задача усложняется на фоне реструктуризации, усиливающей потребность в повышении управляемости и эффективности бизнес-процессов. Каковы ключевые задачи транспортных предприятий в области ИТ? Какие ИТ-проекты находятся в фокусе в настоящее время - и какие будут актуальны в ближайшие годы? Какие ИТ-решения и услуги оптимальным образом отвечают запросам железнодорожников? Эти и многие другие темы стали предметом обсуждения на 15-й международной конференции "Информационные технологии на железнодорожном транспорте", организованной компанией "Бизнес Диалог" при поддержке CNews.
Переход на сервисный формат деятельности предполагает консолидацию ИТ-систем и централизацию процессов обработки данных. Господин Вишняков отметил, что в русле мировых тенденций взят курс на создание ЦОДов, что позволяет оптимизировать стоимость владения ИТ-инфраструктурой при повышении надежности функционирования программно-технических комплексов. В РЖД с этой целью при сотрудничестве с IBM организовываются три таких ЦОДа - в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Последний создается как резервный, с тем, чтобы повысить безопасность и катастрофоустойчивость систем. Кроме того, Валерий Вишняков отметил, что внедрение клиенториентированных систем заставило создать с нуля систему открытых ключей доступа - для регистрации юридически значимого документооборота c использованием ЭЦП (в собственных удостоверяющих центрах). Напомним, что электронный документооборот используется не только для формирования перевозочных документов клиентов железнодорожного транспорта, но и для технологических операций в подразделениях компании.
Передача данных движет развитием
По данным, озвученным на "Инфотранс 2010", рост объемов магистрального неголосового трафика в сетях РЖД (имеются в виду дочерние компании "Транстелекома") за первое полугодие 2010 года вырос на 94%, при том, что компания на 64% снизила инвестиции в развитие своей сети, однако занялась оптимизацией с помощью ИТ. Количество ежедневно регистрируемых событий на сетях связи на железной дороге измеряется сотнями тысяч, поэтому без адекватных инструментов управления поддерживать и развивать бизнес невозможно.
В РЖД отмечают, что в результате применения ИТ-средств (например, системы мониторинга, к которой подключено больше миллиона объектов, часть из которых умеет автоматически сообщать о своем состоянии, использовании ресурсов) на 59% снизился показатель фиксируемых повреждений линий связи без дополнительных инвестиций и переорганизации, а коэффициент готовности для вторичных сетей равен уже 3:9. Подобные показатели были достигнуты за счет анализа и формализации бизнес-процессов, которые после этого стали более управляемыми и эффективными. В качестве примера приводится вариант с распределением оборудования между незагруженными, малозагруженными и перегруженными участками. Кроме того, фиксируется падение себестоимости единицы изготовленной продукции на 39% за два года за счет применения ИТ, которые смогли удержать рост эксплуатационных расходов и не вызвали увеличения капиталовложений.
В ходе конференции "Инфотранс 2010" участники уделили большое внимание и развитию инновационных решений, связанных с применением спутниковой навигации на базе ГЛОНАСС для управления железнодорожным хозяйством.
Главные темы "нового времени"
Ситуация, в которой развивается сейчас ИТ-комплекс холдинга РЖД, достаточно непроста, чтобы игнорировать накопленные "лучшие практики" и успешный опыт аналогичных предприятий других отраслей или стран. Уникальность и беспрецедентность многих проектов даже в глобальном контексте делает поставленные задачи еще более интригующими.
О мероприятии
В конференции "Информационные технологии на железнодорожном транспорте" и выставке отраслевых достижений "Инфотранс-2010" (26-29.10, Санкт-Петербург) приняли участие более 600 специалистов, представляющих 235 ведущих транспортных и ИТ-компаний из 11 стран мира. Генеральным партнером конференции выступило ОАО "Российские железные дороги". Среди докладчиков и слушателей были представлены Администрация Президента Российской Федерации, отраслевые министерства и ведомства, законодательная власть, руководители и специалисты железных дорог России, стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, руководители крупнейших транспортных компаний, ИТ-директора и руководители ИТ-компаний.
Генеральным ИТ-партнером конференции выступил один из крупнейших отечественных системных интеграторов - компания "Техноcерв". Стратегическим партнером стала компания Digital Design. Спонсорами мероприятия выступили ведущие игроки рынка ИКТ, в том числе Hitachi Data Systems, IBM, "ТрансТелеКом", "Микротест", Huawei Technologies, "Ниеншанц", "Пульсар Телеком", ZTE, Nokia Siemens Networks, ЦИТ Транс, VMware.
Однако взятый курс - на построение внутреннего сервис-провайдера, готового оказывать качественные ИТ-услуги на основании SLA с возможностью постепенно выведения его на внешний рынок - уже апробирован рядом отраслей как в России, так и в других странах. На этом пути обозначено достаточно многих узких мест и возможностей преодоления проблем. Понятно, что нет общего рецепта, и каждый опыт валиден для своих обстоятельств. Тем более интересно и многообещающе выглядят перспективы развития ИТ в рамках РЖД.
При всей открытости, которую демонстрируют сегодня ИТ-специалисты холдинга - и актуальным тенденциям, и модным технологиям, и внутреннему бизнес-заказчику, со стороны последнего им все еще часто приходится сталкиваться с закрытостью. Именно сопротивление пользователей, их слабая заинтересованность в ИТ-инициативах и недостаточное понимание стратегических преимуществ внедряемых систем указывается как основной фактор, осложняющий ход ИТ-проектов. С другой стороны, реализацию последних затрудняет кадровый голод: остро ощутима нехватка подготовленных специалистов, хотя вопросу обучения, плотному взаимодействию с ВУЗами в РЖД исторически уделяется много внимания. В этой связи понятна актуальность создания открытых площадок для обсуждения всех аспектов процессов информатизации в холдинге и в транспортной отрасли в целом, происходящих на фоне глобальных процессов модернизации и построения информационного общества. На "Инфотранс 2010" была предпринята попытка организации такой площадки для представителей как ИТ-комплекса РЖД, так и компаний-партнеров, регуляторов, поставщиков ИТ-решений и услуг, академических учебных заведений. Возможность плотного трехдневного обсуждения различных тем в области информационных и телекоммуникационных технологий, можно надеяться, будет способствовать их популяризации, чтобы, в конечном итоге, обеспечить необходимую поддержку бизнесу в ситуации серьезных изменений.
Презентации участников мероприятия
Михаил Савченко, СЕВТЕХНОТРАНС. Комплексное решение вопросов информационной безопасности в СПД "РЖД" | |
Елена Ченосова, "Ниеншанц. ИТ аутсорсинг: Вычитание функций – умножение выгод |
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2469