Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Информатизация госсектора: лед тронулся, ломая стереотипы

Телеком Интернет ПО Конференции Документооборот Информационное общество

Об оживлении в направлении информатизации госсектора можно судить даже по косвенным признакам, когда участники мероприятия, забыв про регламент и свои презентации, начинают увлеченно развивать темы докладчиков. Именно такой была прошедшая конференция "ИКТ в госсекторе: на пути к информационному обществу", организованная CNews Conferences и CNews Analytics. Основной темой обсуждения стали е-услуги и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которые больше всего волнуют госсектор сегодня.

Ситуация с использованием Государственного кадастра недвижимости (ГКН) похожая, но несколько более оптимистичная: Две трети личных визитов наносят кадастровые инженеры. "Это наше профессиональное окружение, и оно будет обязано работать с нами в электронном виде с 1 января 2012 г.", - пообещал докладчик, пояснив, что посещение офисов - самый затратный для Росреестра вид обслуживания, а также приведя пример крупной нефтегазовой компании, которая уже построила свой кадастровый учет на базе электронных документов

Автоматизация скорой помощи

"Когда вы звоните на 03, звонок распределяется по 54-ем подстанциям, на которых дислоцированы 1078 выездных бригад скорой помощи. Общее число сотрудников - более 10 тыс. Ежедневно принимается свыше 38 тыс. звонков, выполняется около 10 тыс. выездов бригад, причем эта нагрузка ежегодно возрастает в геометрической прогрессии", – так описал масштаб задачи директор Департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. В целях оптимизации бизнес-процессов были созданы и внедрены автоматизированные СУ деятельностью станции и навигационно-диспетчерская СУ бригад. Это позволило существенно повысить качество: сократить среднее время назначения бригады, прибытия, доставки, дальность поездки и холостого пробега, повысить число выездов и др., а также – дало возможность не увеличивать штат диспетчеров и число карет скорой помощи, сэкономить ресурс, эквивалентный работе 103 дополнительных бригад.

"Мы изучили опыт республики Башкортостан, но решили сделать акцент не на оснащение карет, а на экипировку врачей, выдав каждому компьютерное устройство с системой навигации, удобное в использовании и пригодное к реальным условиям эксплуатации в ситуациях, связанных со спасением жизни людей", - сообщил спикер. В устройство, предоставляющее информацию об адресе, поводе и времени обращения, маршруте и местоположении кареты (отправляемой диспетчеру по каналам SMS), дающее возможность связаться с больным, отметить время прибытия и др. в настоящее время добавляется программный функционал, который позволит централизовать оперативное резервирование коечного фонда стационаров. Важной дополнительной опцией является возможность получить удаленную помощь от врача-эксперта, например - передать ЭКГ для расшифровки, что позволило в разы увеличить показатели диагностирования острого инфаркта миокарда этим способом в 2009-2010 гг. по сравнению с предыдущими. "В 2012-2013 гг. будет увеличена электронная составляющая госуслуг скорой и неотложной медицинской помощи Москвы путем запуска сервиса по оперативному сопоставлению вызова с электронной картой больного", - поделился планами г-н Ермолаев. В качестве важной социально значимой задачи спикер обозначил дальнейшее снижение интегрального показателя - среднего времени выполнения вызова, призвав разработчиков ИТ-решений принять участие в этом процессе. "Медики достаточно консервативны, процесс внедрения ИКТ может занять несколько лет", - предупредил коллег г-н Ермолаев.

НПП поможет всем, в том числе и медикам

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2299-р, в октябре будет открыт Центр поддержки пользователей СПО для гражданских госслужащих на базе МГУ. "В дополнение к 4-ем региональным центрам компетенций (ЦК) 13 сентября на базе медицинского учреждения был открыт первый в РФ отраслевой ЦК. В нем планируется, в частности, создать единую БД для всех лечебных учреждений Иркутской области, что решит там и многие вопросы автоматизации бизнес-процессов скорой помощи в том числе", - привел факты Леонид Ухлинов, генеральный директор концерна "Сириус"

"1 апреля 2011 года Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям утвержден список Технологических платформ, одной из 26-ти платформ стала Национальная программная платформа (НПП)", – сообщил он в основной части доклада. "НПП как технологическая платформа объединяет более 150 участников, и ее развитие позволит модернизировать отрасль разработки ПО, ликвидировать отставание по ИКТ, решить другие стратегические задачи. НПП как совокупность продуктов включит в себя лучшие достижения в области СПО и проприетарные продукты отечественных разработчиков. Необходимость НПП очевидна, если отчетливо понимать эти два ее аспекта".

Спикер подчеркнул, что, исходя из размеров бюджетов, основным заказчиком ИКТ сегодня является государство, перспективы сбыта простираются от госуслуг до массового рынка. Разработка решений в рамках НПП должна быть построена по принципам прозрачности, кросс-платформенности, совместимости и преемственности. Критерии включения программных продуктов в НПП окончательно не сформированы. Тем не менее, заметил спикер, в числе участников НПП уже есть соответствующие мировым требованиям отечественные продукты, такие как СХД RAIDIX, решения для на основе платформы бизнес-аналитики PROGNOZ BI Platform, система распознавания слитной речи Speereo (которую можно использовать в том числе при оказании услуг "скорой"), решения на базе SPIRIT и др.

Более подробно о платформе SPIRIT и ВКС-решении "ВидеоМост" на ее базе рассказал Яков Гродзенский, директор SPIRIT по работе с государственными структурами.

"По данным Контрольно-счетной палаты за 2010 г., московские чиновники тратят только на телефонные разговоры свыше 900 млн руб в год", - сообщил он. Цифра интересная, особенно если сопоставить ее с озвученными в ходе конференции бюджетами на информатизацию некоторых регионов. "Даже 10%-ая экономия полностью окупит затраты на приобретение, интеграцию и внедрение ВКС в течение 1 года", - резюмировал г-н Гродзенский.

СПО в НПП

В ходе развернувшейся вокруг темы НПП дискуссии выяснилось, что хотя большинство докладчиков и участников не имеют опыта использования СПО, они признают, что у свободного программного обеспечения и отечественных разработок есть определенное место на рынке уже сейчас, хотя опыт их применения учит определенной осторожности и взвешенности, в том числе и в стоимостном аспекте.

"Помимо прочего, важна конкурентоспособность и сбыт на внешних рынках, НПП не должна нам ничего навязывать", - сошлись во мнении участники дискуссии. К разговору присоединился директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Алексей Попов: "Важно использовать СПО и комплекс любых наработок, которые имеются в собственности российского государства: ведь с такой точки зрения - все это тоже своего рода СПО. Из своего опыта работы помню, как ведомства брали ПО из фонда ФК, а затем разворачивали, развивали и сопровождали. В дополнение к Распоряжению правительства №365 в этом году будут приняты два акта, которые (после пилотного тестирования) позволят запустить работу Национального фонда алгоритмов и программ (ФАП). Ведомства не только смогут, но и будут обязаны его использовать, под свою ответственность - пополнять, адекватно обосновывать закупку нового ПО, увязывая ее с выполнением основных правительственных инициатив. Фонд должен быть максимально удобен и публичен, а исходный код, тексты и документация - открыта для использования. ФАП не должен превратиться в площадку для распространения проприетарных решений с коммерческой целью", – подчеркнул спикер.

Срок - один для всех

В основной части своего доклада г-н Попов осветил итоги Совета по региональной информатизации, который закончился 22 сентября 2011 г. во Владикавказе. Одним из ключевых вопросов на Совете стало исполнение ФЗ 210 .

"Самая большая нагрузка на поставщиков информации - на те ведомства, представители которых здесь присутствуют (а также ФНС, ФМС и ПФ РФ). Отдавать данные сложнее, чем их получать, - уверен спикер. - Все их БД уже "прошиты" по СНИЛС и ИНН, чего не скажешь о многих территориальных органах, которые сегодня не рассматриваются в рамках межведомственного взаимодействия (межведа). Переход многих из них с бумажного на электронный документооборот займет время. Аналогичную работу надо проделать и в области автоматизации процесса ведения адресного реестра, что позволит расширить состав атрибутов распределенного реестра, в котором, в частности, можно найти информацию по каждому гражданину, исходя из его СНИЛС".

По словам спикера, с 1 октября 2011 г. - для федеральных, и с 1 июля 2012 г. - для остальных ОГВ станет невозможным потребовать сведения, которые есть у другого ОГВ. Любой бизнес-процесс перед автоматизацией должен быть спроектирован, все это хорошо знают. Но считалось, что органы сами как-то между собой встретятся и договорятся о том, как они будут работать в новых условиях, чего не случилось. Сегодня эта встреча уже состоялась, а все ответственные - познакомились, 334 из 900 федеральных ведомств переведены на межвед, работают две трети веб-сервисов и составлено 100% технологических карт взаимодействия ведомств-контрагентов, причем заблаговременно сняты мешающие этому законодательные ограничения. Банков много, степень автоматизации у них разная, было решено дать им время на раскачку - до 1 января 2013 г. "Закон один для всех и, соответственно, срок тоже - один для всех", - подчеркнул г-н Попов.

Региональный опыт

Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Светлана Опенышева поделилась опытом своей области в деле организации МФЦ и обслуживания обращений граждан через почтовые отделения, а также достаточно высоко оценила реализацию межведа в Волгоградском регионе. "То, что государство выделяет средства на развитие региональных сервисов - хорошо, но данный порядок еще не утвержден", - сообщила она, а также поделилась соображениями о том, что вопросами координирования выверки и очистки "грязных" данных на муниципальном и региональном уровне должна заниматься отдельная структура. Спикер посетовала на то, что на встрече во Владикавказе не обсуждались вопросы по УЭК и не было представителей организации, которая этот госпроект реализует. "Срок 1 января по УЭК, скорее всего, будет перенесен. Есть опасения, что это сделают в последний момент, в декабре", - предполагает г-жа Опенышева.