Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

ЕСМ обретает человечность

Документооборот

Социальные сервисы все чаще становятся средой для корпоративного общения. Однако даже те компании, которые еще «не созрели» до готовности полноценного использования таких инструментов в корпоративных целях, стремятся не отставать от тренда. И на самом деле: удобный интерфейс, возможность общения в одном программном окне, возможность выполнения самых различных задач – все это делает современную корпоративную систему необходимой для бизнеса. И дело тут, возможно, не только в реализации взаимодействия сотрудников.

В качестве примера можно взять продукт компании Directum. Работа по усовершенствованию интерфейса была проведена специалистами в последней версии решения. В первую очередь, доработки касались расширения возможностей рабочего места сотрудника в проводнике Windows, обеспечивающего работу с документами, задачами и справочниками системы. Для работы мобильных сотрудников с системой был усовершенствован классический веб-доступ к Directum и мобильный доступ, позволяющие обращаться к документам и задачам системы из любого браузера, а также с различных мобильных устройств. Для руководителей, привыкших к работе на планшетных компьютерах, был создан специализированный интерфейс, ориентированный на работу с документами и позволяющий осуществлять взаимодействие в рамках системы как в online-режиме, так и автономно, между сеансами связи.

Работа с системой DIRECTUM на iPad

Источник: DIRECTUM, 2011

Особое внимание со стороны бизнес-пользователей уделяется возможности доступа к данным ECM-системы через интерфейсы наиболее популярных средств корпоративного взаимодействия. С учетом этих требований специалистами были доработаны портальные компоненты DIRECTUM, дающие возможность обращаться к задачам, документам рабочих групп и данным справочников через интерфейс корпоративного портала. Возможность работы с задачами и вложенными документами системы также была организована через привычный для большинства сотрудников интерфейс Outlook за счет специализированного интегрированного решения. При работе с данными через Outlook также был предусмотрен как автономный, так и online-режим работы.

В ходе анализа реальной практики взаимодействия сотрудников в ECM-среде была выявлена необходимость и в дальнейшем развитии пользовательского функционала системы.

Опыт внедрения системы на различных предприятиях позволил выделить группу бизнес-процессов, требующих выполнения ряда рутинных или нерегулярно осуществляемых процедур (например, оформление заявлений, договоров, организация совещаний). Со стороны заказчиков ECM-решений ощущалась потребность в сокращении временных затрат на выполнение таких процедур сотрудниками. В качестве решения был предложен механизм мастера действий, значительно облегчающий задачу для пользователя. Использование мастера действий позволяет осуществить ряд последовательных процедур для исполнения бизнес-процесса, избавляя сотрудника от необходимости думать объектами системы. После запуска мастера пользователь заносит в электронную форму необходимые для выполнения действия параметры, а нужные документы и задания исполнителям по типовым маршрутам формируются автоматически. В результате использования мастера действий исключается повторный ввод данных для создания различных объектов системы, а ошибки со стороны рядовых пользователей – минимизируются.

Создание договорного документа DIRECTUM

Источник: DIRECTUM, 2011

Автоматизация договорной работы с помощью мастеров действий привела к созданию еще одного инструмента для упрощения часто повторяющихся операций – конструктора документов. Сформированные с использованием конструктора макеты документов содержат автоподстановки, с помощью которых в документе, созданном на основе макета, вставляются необходимые данные: номер, дата документа, сумма, а также выбираются условные параметры – например, вариант поставки или расчета с поставщиком. Благодаря использованию конструктора данные уже не вводятся вручную, что позволяет избежать ошибок при работе с типовыми документами, а также ускорить процесс согласования со стороны рецензентов.

Макет договорного документа

Источник: DIRECTUM, 2011

Для упрощения работы исполнителей по задачам, в карточке входящего задания также была добавлена возможность предпросмотра вложенных документов. При необходимости быстрого ознакомления с документом сотрудник может просмотреть его непосредственно в карточке задания. При этом средства предпросмотра могут быть установлены для различных типов контента, включая графические материалы или видеофайлы. Облегчить задачу пользователя призвана инструкция, расположенная в выделенной области карточки задания. Область инструкции может содержать пошаговый алгоритм выполнения требуемых от исполнителя действий, а также ссылки на регламентирующие документы.

С накоплением корпоративной информации в базе данных ECM-системы все более актуальной становится задача поиска нужных данных. В ходе развития механизмов поиска была выявлена необходимость дополнения стандартных поисков по конкретным объектам так называемым универсальным поиском. Универсальный поиск позволяет находить в системе все объекты по заданной поисковой строке или набору реквизитов. За счет этого пользователь может просмотреть не только документы, но и историю взаимодействия по запрашиваемому критерию в задачах и заданиях, что также не требует от сотрудника необходимости мыслить объектами системы.

Поиск в системе DIRECTUM

Источник: DIRECTUM, 2011

Дополнительным преимуществом универсального поиска является рейтинг найденных объектов, позволяющий сформировать список наиболее релевантных поисковому запросу результатов. В рейтинге учитывается также популярность контента и дата последнего обращения к объекту.

Расширение рамок ECM

Решение многих прикладных задач бизнеса часто выходит за рамки конкретной системы или ИТ-концепции. Определенные бизнес-процессы существуют на стыке смежных направлений бизнеса, каждое из которых работает с информацией по своим правилам. И здесь избежать узких мест в совместной работе сотрудников возможно с помощью различных интегрированных решений.

Например, совместное решение компаний Directum и "Современные технологии управления" – "Business Studio + DIRECTUM" – за счет интеграции позволяет реализовать в компании полный цикл Business Process Management. Система Business Studio выступает в качестве среды моделирования, а Directum – среды исполнения и документационного обеспечения бизнес-процессов.

Не менее востребованной является интеграция ECM-разработок с системами класса CPM (Corporate Performance Management) в рамках автоматизации смежных задач. Примером такого интегрированного решения может являться взаимодействие Directum с системой бюджетирования, управления финансами и расчетам по договорам – Prestima. В процессе интеграции процессы бюджетирования, управления финансовыми потоками и учета расчетов по договорам в Prestima замыкаются в единый цикл с процессами согласования и утверждения договорных документов в Directum.

Интеграция системы DIRECTUM с системой Prestima

Источник: DIRECTUM, 2011

В холдинговых структурах особое внимание уделяется реализации сквозных бизнес-процессов, пронизывающих несколько предприятий единой группы компаний. Особенность автоматизации таких процессов заключается в том, что часто требуется объединить в единую сеть взаимодействия несколько не связанных между собой систем, функционирующих по собственным правилам. В системе Directum решить данную задачу призваны сервисы взаимодействия или DICS. В новой версии системы функционал DICS был расширен за счет накопленного опыта работы в крупных холдингах (Уралхим).

В целом, эксперты ECM-рынка констатируют, что развитие решений в области управления взаимодействием создает все условия для создания нового бизнеса – нацеленного на инновации, открытое взаимодействие с внешним миром и развитие каждого из сотрудников для формирования "умного" предприятия.

Андрей Потапенко / CNews