Электронные госуслуги: как избежать подводных камней?
Все большее количество стран приходит к выводу о необходимости новой, более удобной организации работы со своими гражданами. С развитием интернета процесс обслуживания населения можно существенно облегчить, предоставляя государственные услуги дистанционно в рамках электронного правительства. Не является исключением и Россия. Однако специфика данных проектов требует правильного подхода к реализации.
Система взаимодействия государственных органов. Следующий важный вопрос – создание регламентов взаимодействия госорганов и необходимой инфраструктуры, обеспечивающей обмен данными в электронном виде. Все госорганы из своих ведомственных систем должны работать с единой централизованной системой. Например, в Казахстане в рамках программы развития электронного правительства были созданы специальные информационные системы: шлюз электронного правительства (ШЭП) и портал электронных услуг (ПЭУ). ШЭП объединяет информационные системы различных государственных органов в части обмена данными. ПЭУ содержит и предоставляет потребителям наборы ЭГУ в удобном виде, помогает потребителю разобраться и грамотно реализовать свое право на получение услуги. В результате все электронные государственные услуги доступны потребителю из одного источника.
Система взаимодействия государственных органов Казахстана в процессе оказания электронных государственных услуг
Увеличить
Источник: EPAM Systems, 2008
Система нормативно-cправочной информации. Необходимо создать блок государственной нормативно-справочной информации (НСИ), которая обеспечит единообразие данных и позволит избежать их дублирования. В Казахстане основными блоками НСИ являются реестр населения (физических лиц); реестр юридических лиц; реестр недвижимости (централизованный, единый на всю страну); адресный реестр. Без них создавать систему электронных государственных услуг очень тяжело, так как невозможно однозначно идентифицировать объекты и субъекты государственного учета.
Система электронной оплаты услуг государства. Для осуществления полного цикла электронной услуги необходимо предусмотреть решение вопроса с возможностью онлайн-оплаты, поскольку большинство справок и документов являются платными. Система онлайн-оплаты предполагает создание единого платежного шлюза и интеграцию министерств и ведомств с банковской системой и системой государственного казначейства.
ЭГУ, реализованные для Налогового Комитета Министерства финансов Республики Казахстан
Налоговый Комитет является органом, который тесно взаимодействует и с бизнесом, и с населением. Уже сегодня в Казахстане введено всеобщее налоговое декларирование госслужащих, а с 2011 года эта норма распространится на каждого гражданина. Это означает, что каждый гражданин будет взаимодействовать с Налоговым Комитетом, самостоятельно подавая декларацию (сегодня, как и в России, в большинстве случаев налоги за гражданина уплачивает работодатель).
В связи с этим обеспечение высокой работоспособности Налогового Комитета – одна из приоритетных задач. Поэтому сегодня большое внимание уделяется созданию электронных государственных услуг, связанных с процессом работы с налогоплательщиками.
Через интернет-портал можно получить следующие государственные электронные услуги. В первую очередь, это регистрация налогоплательщиков Республики Казахстан (выдача свидетельства налогоплательщика, предоставление персонального доступа к регистрационным данным для просмотра (в том числе состояния расчетов) и изменения для юридических и физических лиц). Помимо этого, интернет-портал позволяет получить справку об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика или задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям. Кроме того, можно воспользоваться услугами по информационному обслуживанию (предоставление доступа к информации о налогоплательщиках, состоящих на регистрационном учете в налоговых органах, в том числе и по НДС, по регистрационному номеру налогоплательщика).
Помимо всего прочего, доступны различные способы подачи форм налоговой отчетности в электронном виде, и любой налогоплательщик может выбрать наиболее удобный для него вариант.
Способы подачи форм налоговой отчетности в электронном виде в Республике Казахстан
Программное обеспечение сторонних производителей: ERP-системы, бухгалтерское ПО, приложения для подготовки отчетности и т.п. |
Целесообразно для крупных юридических лиц. Позволяет осуществлять обмен данными с внутренними учетными системами. Нет необходимости двойного ввода и ввода данных вручную. |
Клиентское приложение налогоплательщика | Целесообразно для индивидуальных частных предпринимателей, без образования юридического лица и т.п. Официальное ПО, предоставляется налогоплательщику на бесплатной основе. Дает возможность работы в режиме оффлайн. |
Кабинет налогоплательщика | Целесообразно для физических лиц. Пользователь получает доступ в свой кабинет с любого устройства с выходом в интернет. Нет необходимости в установке ПО. |
Источник: EPAM Systems, 2008
Кабинет налогоплательщика запускается в промышленную эксплуатацию в первом квартале 2009 года. Это персонифицированный и защищенный от несанкционированного доступа раздел на сайте Налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан. Здесь каждый налогоплательщик получает доступ к хранящейся в базе данных информации о себе и о своих взаимоотношениях с налоговым органом, а также имеет возможность заполнять и подавать формы налоговой отчетности в электронном виде для последующей обработки в Налоговом Комитете. Так, например, можно за считанные минуты получить справку об отсутствии налоговой задолженности или подать электронную налоговую декларацию.
В дальнейшем Налоговый Комитет планирует очень серьезное развитие системы оказания электронных услуг. Например, в этом году стартовал проект e-лицензирование, благодаря которому все лицензии для осуществления того или иного вида деятельности можно будет получать в электронном виде без посещения государственных органов.
При развитии системы те же компоненты и инфраструктура будут опускаться на региональный уровень, а механизмы будут интегрироваться в единую систему. Предполагается использовать те же технологии и подходы. Изменится только набор услуг: будут созданы услуги регионального, а не государственного уровня. Кроме того, инфраструктура сделана таким образом, что после завершения проекта подключать услуги могут сами госорганы без участия разработчика. Безусловно, разработчик может оказывать методологическую поддержку, обучать специалистов заказчика, но его непосредственное участие в процессе вывода новых услуги уже не является обязательным.
Большой плюс Казахстана для создания государственных электронных услуг – быстрый процесс принятия решений и продуманная бюджетная политика. В стране было создано государственное Агентство по информатизации и связи (АИС), аналог нашего Минсвязи. Затем АИС делегировал госорганам определенные функции в области автоматизации, но при этом сохранился единый архитектурный комитет. АИС утверждает программу автоматизации госорганов, вписывает им задачи по разработке электронных услуг, перечень которых уже определен и утвержден постановлением правительства. В свою очередь, госорганы отчитываются перед АИСом не только, как они осваивают бюджет, который им выделили, но и как они реализовали, подключили и ввели в промышленную эксплуатацию электронные услуги. Это значит, что ответственность перераспределилась с центра принятия решений (с двигателя этой программы) на госорганы. Конечно, изначально министерства и ведомства не были заинтересованы менять свои информационные системы, писать какие-то адаптеры, запускать какие-то услуги, а сейчас уже соревнуются друг с другом, чтобы отчитаться перед премьер-министром и президентом, сколько электронных услуг они запустили. Они несут ответственность за то, чтобы их системы правильно эксплуатировались, были доступны в режиме 24х7. Ведь если система не работает в этом режиме, то говорить о доступности государственных электронных услуг не представляется возможным.
Поэтому процесс реализации электронных услуг в Казахстане идет достаточно быстро. Реализованы необходимые административные меры, проработана методология, создана технологическая инфраструктура. До конца этого года 50 услуг будет запущено в промышленную эксплуатацию. Все это было осуществлено за три года, причем первый был полностью потрачен на консалтинг. Всего в реестре услуг Казахстана 192 услуги, они все регламентированы, описаны и до 2010 года будут подключены оставшиеся 142. Задачу создания ЭГУ в России невозможно решить, полагаясь только на технологии. Здесь очень много организационной работы по созданию той системы, в рамках которой будут взаимодействовать госорганы и подрядчики, и которая сдвинет эту гору. Но при наличии политической воли и опыта решения такого рода задач запустить электронные услуги в России в ближайшем будущем вполне реально.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1983