Данила Трушин: Ключевым моментом становится производительность СЭД
Интерес к системам электронного документооборота растет с каждым днем. При этом компании, внедряющие СЭД, стараются вовлечь в работу с ними максимальное количество сотрудников. Зачастую резкое увеличение числа пользователей системы влияет на ее производительность. Для того, чтобы определить источник проблемы и оперативно решить ее, стоит использовать специальные инструменты мониторинга и контроля. О таких решениях и о разных способах и методах увеличения производительности СЭД CNews рассказал Данила Трушин, заместитель директора центра технического сопровождения компании "Интертраст".
CNews: Есть ли гарантии высокой масштабируемости и производительности СЭД CompanyMedia в условиях экстремальных нагрузок?
Данила Трушин: Как говорил Остап Бендер, "Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис". Шутки шутками, но, тем не менее, CompanyMedia имеет высокий потенциал в части масштабируемости. Надо сказать, что при решении проблем производительности больше трудностей вызывает не модернизация оборудования, а необходимые изменения в порядке использования СЭД. Привычка пользователей работать в условиях сложившейся за длительный период беспроблемной эксплуатации СЭД имеет большую инерцию. Скорректировать технологию их работы сложнее, чем нарастить мощности оборудования. В этом случае к инженерам подключаются консультанты Центра консалтинга и внедрения, которые корректируют регламенты работы с СЭД в организации, не ломая устоявшийся порядок работы с каждым отдельно взятым документом. К примеру, при падении производительности системы в части работы с внутренними документами кардинально приходится отказываться от единственной базы данных и разделять поток внутренних документов по неким признакам, скажем, по типу документов (на служебные и докладные записки, заявки ИТ и так далее) и направлять части этого потока в разные базы данных. Это, собственно, и есть горизонтальное масштабирование.
Данила Трушин: При решении вопросов производительности приходится справляться с целым комплексом задач как технических, так и организационных
Когда пользователь слышит данную рекомендацию, он по инерции сразу пытается оставить все как есть: "как же я буду работать, я привык, что все у меня под рукой и в одной базе данных". Приходится проводить разъяснительную работу — на живом примере показывать и объяснять, что на самом деле он не работает и никогда не работал в одной базе — ему просто так казалось. Он пользовался единой точкой входа в систему, и при возникновении еще одной базы данных у него не прибавится работы, этому будет способствовать использование общей навигации, общих сервисов и пр. Таким образом, при решении вопросов производительности приходится справляться с целым комплексом задач как технических, так и чисто организационных.
CNews: Ваши прогнозы относительно дальнейшего пути развития технологий ЭДО на фоне увеличения нагрузки на СЭД?
Данила Трушин: Для удовлетворения потребностей наших заказчиков необходимо (и компания "Интертраст" уже занимается исследованиями в этом направлении) разделять границы возможностей отдельных пользователей. Мы опять приходим к горизонтальному масштабированию: необходимости предоставить каждому пользователю отдельный интерфейс, который, во-первых, будет настраиваться под конкретного пользователя, а во-вторых, - обеспечивать быстрый и удобный доступ к той информации, которая ему нужна. Так, уже сейчас в СЭД CompanyMedia реализовано рабочее место руководителя высшего звена, подсистема контроля исполнения поручений руководителя – они представляют собой отдельные базы данных. Эти базы содержат только набор документов, которые в текущий момент времени могут быть интересны конкретному руководителю, и постоянно актуализируют этот набор.
Данила Трушин: Наиболее требовательные пользователи — это руководители среднего и высшего звена
Представьте себе отчет, который строится не по запросу пользователя в течение нескольких минут, а протекает как фоновый процесс системы и отдается пользователю как статический html-объект. Время загрузки статической страницы при современных скоростях передачи данных составляет всего несколько секунд, при работе пользователя в локальной сети - это одна-две секунды. Текущие возможности системы позволяют работать с этой информацией и без соединения с сервером: пользователь может взять свое мобильное устройство (ноутбук, планшетный или карманный ПК, iPad), при работе в офисе или в другом месте синхронизировать данные с сервером, а затем обработать их в поездке, в самолете, да хоть в собственной ванной комнате! При остром дефиците времени этот функционал становится очень востребованным. В будущем мы предполагаем реализовать такую схему работы не только для руководителей, но и для всех пользователей СЭД CompanyMedia. Это позволит пользователям самостоятельно формировать перечень документов, заданий, которые ему нужны в ближайшее время, и тем самым повысить производительность своего труда, а система поможет ему выполнить эту работу с минимальными трудоемкостью и сроками. С технической точки зрения компания "Интертраст" остается на острие прогресса и максимально использует возможности платформы Domino последних версий, отслеживает тенденции производителей оборудования. Недавно мы провели нагрузочное тестирование новой версии СЭД CompanyMedia на высокопроизводительном оборудовании. Полученные результаты позволяют с уверенностью говорить о возможности работы до 3000 пользователей в рамках одного сервера Domino с двумя миллионами электронных документов. При этом среднее время доступа к системе не превышает 2-3 секунд!
Если же говорить о СЭД в целом, то здесь, как мне кажется, на передний план выйдет именно контент, а не реквизиты документа. Это объясняет возрастающий интерес к электронным архивам. Продолжится дальнейшее разделение групп пользователей по функциональным потребностям, а значит, будут востребованы системы, поддерживающие несколько интерфейсов с разнородным и настраиваемым функциональным наполнением, с высоким удобством пользования (то, что называется юзабилити). Останутся востребованными возможности работы СЭД в территориально-распределенных средах. Статистика показывает, что наиболее требовательные пользователи — это руководители среднего и высшего звена, а также работники интеллектуального труда, которые работают часто без выходных и чуть ли не круглосуточно, поэтому основным фактором будет являться именно однородность показателей производительности в течение суток в любой точке, из которой возможен доступ к системе. Мы готовы к этому.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2473