Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Александр Савельев: Руководители организаций требуют мобилизации СЭД

Документооборот

Современная СЭД - это важнейший инструмент документирования деятельности и принятия решений в кратчайшие сроки. При этом необходимо, чтобы она была ориентирована на повышение продуктивности работы всех сотрудников, вовлеченных в документооборот. Однако в зависимости от степени их участия в процессе и должностных обязанностей различаются как выполняемые ими функции, так и требования к cистеме. Как учесть интересы всех групп пользователей, обеспечить максимально комфортную и непрерывную работу с корпоративной информацией, в том числе и мобильный доступ к СЭД, CNews рассказал Александр Савельев, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по разработке программного обеспечения.

CNews: Какие преимущества пользователям дают рабочие места в СЭД на базе мобильных технологий, планшетных устройств?

Александр Савельев: У современных коммуникаторов и планшетных компьютеров есть ряд серьезных преимуществ перед привычным ноутбуком или настольным компьютером. Главные из них - это малый вес, компактность и долговременная автономная работа. Я бы еще назвал такое преимущество, как интегрированность приложений на этих устройствах с их PIM-ресурсами.

Первый опыт создания в системе CompanyMedia рабочего места РВЗ на платформе Windows Mobile у нас был 3 года назад. Функциональность такого рабочего места была ограниченная, но минимально достаточная для работы руководителя нижнего и среднего звена – согласование документов, выдача поручений, написание резолюций, создание отчета об исполнении поручения, просмотр документов, направленных для изучения, выдача по ним замечаний, синхронизация с адресной книгой, работа в режиме замещения вышестоящего руководителя. Не скажу, что наши заказчики успешно пользуются этим решением - после одобрительных киваний головой при демонстрации, в реальной работе этим типом рабочего места пользуются редко. Я думаю, что основная, а может быть и единственная причина в том, что экран коммуникаторов и карманных компьютеров слишком мал, чтобы читать многостраничные документы, вносить в них изменения.


Александр Савельев: У современных коммуникаторов и планшетов есть ряд серьезных преимуществ перед привычным ноутбуком или ПК

Прошедший 2010 год, для ИТ-индустрии Запада ставший годом iPad, для нашей страны тоже стал знаменательным с точки зрения использования этого устройства. Дело не в оригинальном стиле управления жестами, а в том, что размер экрана стал достаточно большим, в ширину обычного листа, а значит удобным для работы с документами! И большое число наших крупных заказчиков сделали запросы на приобретение дополнительных рабочих мест для РВЗ на базе iPad. Дополнительным аргументом причины популярности рабочего места на iPad я считаю его привлекательность, связанную с анимационным интерфейсом приложений на iPad. При этом анимация интерфейса работает быстро за счет возможностей программно-аппаратной платформы iPad. Это делает iPad "игрушкой для взрослых", но при этом сохраняющей функции реального инструмента работы с документами.

CNews: Есть ли уже практический опыт работы в СЭД на планшетных устройствах? Первые отзывы?

Александр Савельев: Да, компания "Интертраст" имеет такой опыт, и первые отзывы только положительные. Специальное рабочее место руководителя на планшете использует президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин (СЭД CompanyMedia установлена в банке на нескольких тысячах рабочих мест). Рабочее место в корпоративной системе электронного документооборота, реализованное на планшетном компьютере, разработано для Владимира Дмитриева, председателя "Внешэкономбанка" (СЭД CompanyMedia установлена в банке на 450 рабочих местах). Использование планшетных компьютеров в работе с СЭД руководителей высшего звена запланировано также в правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа, предполагается, что данная инициатива будет реализована в ближайшее время (СЭД CompanyMedia на Ямале используется с 2003 г., с прошлого года охватив всю систему исполнительных органов государственной власти автономного округа).

Наше приложение для iPad, разработанное в ноябре 2010 года и получившее название iPapka, соответствует вышеупомянутым критериям успешности рабочего места РВЗ.

Но как бы ни был iPad хорош, руководитель на своем настольном компьютере (или ноутбуке), подключенном в локальную сеть, работает с нужным ему набором корпоративных информационных ресурсов, с которыми пока невозможно работать на iPad. Поэтому мы считаем вполне логичным предоставить руководителю возможность выбора устройства для удобной и комфортной работы в кабинете, а вне кабинета он может взять с собой iPad, чтобы продолжать "быть на связи".

Для этого мы решили задачу совместимости по данным, получаемым и вносимым руководителем в документы и поручения, между iPad и рабочим местом РВЗ на базе браузера. Это дает возможность начать работать с документом в кабинете на настольном компьютере в браузере, в том числе вносить на нужные страницы графические комментарии, писать резолюцию по документу, потом продолжить работу с документом (на тех же или других страницах документа) уже в дороге на iPad, а, вернувшись в кабинет, завершить (или просто продолжить) работу с документом опять в браузере. И все принятые решения просматривать как на iPad, так и в браузере настольного компьютера.

CNews: Планируете ли вы дальнейшее развитие рабочих мест, мест под iPad? В каком направлении?

Александр Савельев: В январе 2011 года компанией "Интертраст" будет сделано обновление 1-й версии программного обеспечения iPapka, которое получит несколько новых возможностей, а именно: переходы ("следующий-предыдущий") между документами без обращения к списку документов; просмотр в списке документов полноразмерных заголовков; поиск документов в списке по части слова в заголовке, фамилии, номеру; открытие подробных данных об исполнителе поручения – с показом фотографии, полного ФИО, должности и названия подразделения. А в апреле 2011 года мы планируем выпустить 2-ю версию iPapka, где будут новые функции, среди которых можно выделить участие в согласовании, просмотр хода исполнения выданных поручений, создание отчета об исполнении поручения вышестоящего руководителя, информационно-справочная работа с избранными документами.

CNews: Как вы думаете, каковы дальнейшие перспективы применения мобильных технологий и планшетных устройств, в частности, в работе с корпоративной информацией?

Александр Савельев: Я думаю, что ответ на этот вопрос сильно зависит от того, будет ли найдено решение по обеспечению защиты информации приложениями, работающими на iPad, с использованием российских средств криптозащиты информации (СКЗИ). В настоящее время решения нет, и заказчики пока ограничиваются использованием HTTPS протокола для защиты трафика, но этого явно мало. Пока не будет решен вопрос применения ЭЦП на iPad с использованием сертифицированных СКЗИ, нельзя говорить о возможности подписания руководителем электронных документов на iPad. И хотя мы имеем некоторые идеи на этот счет, но планы по их реализации еще не определены.


Александр Савельев: iPad - "игрушка для взрослых", сохраняющая при этом функции реального инструмента работы с документами

С другой стороны, в 2011 году на рынок активно будут выходить конкуренты iPad на базе платформы Android и Windows Phone7. Я полагаю, что в этих платформах такого рода задачи могут быть решены проще и, возможно, быстрее. Кстати, в системе CompanyMedia программный интерфейс (http-спецификация) работы сервера Lotus Domino с приложением iPapka построен таким образом, что он подойдет для любого устройства, в том числе BlackBerry. Соответственно и приложение iPapka может быть клиентом для любых СЭД любых платформ, нужно, чтобы разработчики этих СЭД поддержали бы этот интерфейс со стороны сервера.

CNews: Будут ли планшеты популярны только среди топ-менеджеров или станут востребованы и у руководителей среднего звена и, возможно, рядовых специалистов?

Александр Савельев: Пока популярность только растет, причем у всех категорий руководителей. Но я не стану прогнозировать распространение планшетов на всех сотрудников в качестве рабочего места СЭД. Число функций этой категории пользователей настолько большое, что вложить их в планшетники будет затруднительно. Есть и другие ограничения, такие как стоимость, ограниченность размеров экрана и невысокая производительность работы с экранной клавиатурой. Но, как говорится, поживем – увидим. Конкуренция между производителями планшетников может привести к тому, что стоимость уменьшится, скорость работы вырастет. Остается понять, насколько рядовым сотрудникам планшетник в принципе нужен для работы как участника документооборота? Пока я сомневаюсь в этом. Но если потребность в этом будет высказана заказчиками, то мы будем расширять функциональность нашего приложения iPapka.