Как оцифровать поступление в вуз?
Экспертный центр корпорации «Галактика» по работе с вузами вот уже 14 лет разрабатывает сервис, который помогает вузам проводить приемные кампании, а студентам – учиться профессии своей мечты. Как происходило развитие программного продукта, что он умеет и какие у него перспективы, рассказывают Денис Бушковский, генеральный директор, Руслан Баженов, руководитель проектов, и Сергей Кривцов, руководитель отдела разработки.
CNews: Как давно вы в теме цифровизации вузов и поддержки приемной кампании в частности?
Денис Бушковский: В сфере цифровизации высшей школы мы работаем с 2009 года. За это время вузы стали для нас не только клиентами, но и партнерами, работа с университетами прочно вошла в нашу жизнь. Вместе с вузами мы проходим и проживаем все изменения и потрясения, которые происходят в сфере образования нашей страны.
Одним из самых серьезных вызовов последних лет стало проведение приемной кампании. Это чрезвычайно важный и чувствительный процесс для каждого университета.
Первая наша приемная кампания состоялась 14 лет назад. Тогда мы только выпустили новое решение и пилотировали его на первых клиентах. Мы лишь изучали специфику, дорабатывали системы, и нам было непросто. Но уже через год модули по приему были отработаны, появились новые клиенты, система стала развиваться, в т.ч. с учетом изменений законодательства. Набор абитуриентов проходил год за годом в спокойном режиме.
Но 3 года назад все изменилось. Сначала пандемия заставила всех работать в стрессовых условиях дистанционного приема, а потом и запуск сервиса «Поступление в вуз онлайн» (также известного как «Суперсервис») портала «Госуслуг» «задал всем жару».
CNews: Как это было в прошлом году? Какие выводы сделали?
Руслан Баженов: Прошлый, 2022 год, был одним из самых сложных с точки зрения поддержки приемной кампании, ведь в отличие от 2021 года практически все вузы оказались в одночасье подключены к «Суперсервису». Под влиянием объективных обстоятельств, обусловленных такими внешними факторами, как уточнение правил и требований проведения кампании, изменение справочников и спецификации API «Суперсервиса», нам приходилось выпускать обновления в невероятно сжатые сроки, порой в режиме 24/7, экстренно передавать эти обновления вузам, успевая перед этим все протестировать. При этом сам «Суперсервис» работал нестабильно, что также сказывалось на качестве проведения приемной кампании в целом, и порой возникали сложные ситуации. Но, несмотря на все трудности, мы справились, и все наши вузы успешно завершили ПК 2022.
Мы сделали выводы из опыта 2022 года и заблаговременно начали готовиться к приемной кампании–2023, применяя новые методы и подходы как к организации работ, так и к разработке технических решений. Приоритет в разработке был отдан интеграции с «Суперсервисом», перед этим была выполнена модернизация системы под новый порядок приема.
Мы понимали, что новая приемная кампания тоже будет непростой, но уже были готовы к изменениям:
- кардинально изменился порядок приема (отказ от согласий на зачисление, новая работа с приоритетами и заявлениями, появление высшего приоритета зачисления, новый учет отдельной и совмещенных квот и т.д.). Ключевым моментом стал учет приоритетов, с помощью которых абитуриент декларировал свое большее или меньшее желание поступить на ту или иную специальность/программу. На основе этих приоритетов и конкурсной ситуации в целом (по всем конкурсам всего уровня образования) требовалось рассчитать высший приоритет, который в итоге и показывал абитуриенту тот «лучший» конкурс, в котором он может быть зачислен;
- поменялись требования к выгрузке в ФИС ГИА и приема;
- вышла новая спецификация API «Суперсервиса», появились значительные изменения в справочниках единого портала государственных услуг (ЕПГУ), что привело к необходимости разработки интеграции с «Суперсервисом» практически с нуля.
CNews: Как шла подготовка к проведению приемной кампании этого года?
Сергей Кривцов: Для успешного проведения приемной кампании-2023 мы увеличили команду разработки и сопровождения решений, а также значительно доработали наши системы:
- реализовали удобный механизм выбора приоритетов. Это позволило обеспечить полное соответствие наших информационных систем требованиям действующего законодательства, а абитуриентам получить максимально благоприятный результат с точки зрения их предпочтений по выбранным специальностям.
- реализовали двусторонний обмен между всеми системами: «Суперсервис», «Галактика ERP. Управление учебным процессом», «Личный кабинет абитуриента» (ЛКА). Это позволило обеспечить корректную работу с дублями карточек абитуриентов и недопущение нарушения целостности данных, которое могло возникнуть вследствие наличия нескольких источников ввода информации. Например, абитуриент мог подать заявление через ЕПГУ и буквально через несколько минут еще раз сделать то же самое, но уже через личный кабинет университета с другими параметрами (на другие направления, с другими источниками финансирования и т.п.)
- в ЛКА реализовали возможность корректировки заявлений и удобный механизм оперативного изменения приоритетов. Это создало для абитуриентов максимально удобную схему управления своими заявлениями. В любой момент в период приема документов абитуриент мог изменить что угодно: добавить или убрать направление подготовки, изменить источники финансирования, добавить индивидуальные достижения, заявить льготы и т. д.
- создали механизм взаимодействия с Суперсервисом, позволяющий вести обмен в автоматическом режиме, выявлять некорректность в данных или некоторые фактические расхождения работы «Суперсервиса» с порядком, описанным в спецификации.
- разработали новые отчеты приемной кампании
- разработали электронные конкурсные списки с расчетом высшего приоритета. Предоставили дружественный интерфейс для контроля конкурсной ситуации и контроля наполняемости конкурсов с возможностью оперативно отслеживать данные и выполнять предварительное зачисление (подготовка зачисления). При этом расчет можно было запускать с большой частотой и в автоматическом режиме по расписанию.
- ускорили работу с очень востребованной утилитой массового изменения статусов заявлений ЕПГУ, позволяющей устанавливать необходимые и допустимые статусы для большой группы заявлений одновременно.
Реализация этих доработок обеспечила нам задел на успешное проведение ПК 2023.
CNews: Как все прошло в этом году?
Руслан Баженов: В этом году все прошло значительно лучше, чем в предыдущем. «Суперсервис» работал более стабильно, наши новые доработки повысили эффективность работы сотрудников приемных комиссий и устойчивость систем.
Но, конечно, не обошлось без сложностей. В ходе приема возникали ситуации, когда менялась бизнес-логика работы «Суперсервиса», после чего пакеты обмена данными становились непригодными для импорта в сервис. Нам приходилось оперативно донастраивать наши системы и помогать вузам устранять ошибки обмена.
Аварии иногда случаются, от этого никто не застрахован. Так, у одного из вузов в самый ответственный момент вышло из строя серверное оборудование, на котором были развернуты все сервисы приемной комиссии, в том числе и резервные копии данных. Это могло бы стать катастрофой для университета, но мы вместе с командой вуза смогли в очень короткий срок все восстановить из архивов данных личного кабинета абитуриента и Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», так что процесс приема абитуриентов не пострадал.
Конечно, процесс использования «Суперсервиса» еще далек от идеального, но это уже намного лучше, чем было в прошлом году. Во многих наших вузах большая часть заявлений пришла именно через «Суперсервис». Это говорит о его востребованности среди поступающих.
CNews: Какие итоги и планы на будущее?
Денис Бушковский: На наш взгляд, приемная кампания 2023 года прошла успешно. В этот сложный период мы помогли нашим клиентам наладить все процессы, связанные с приемом абитуриентов и зачислением студентов. Мы работали в режиме 24х7, всегда были на связи с заказчиками и разработчиками федеральных систем.
Это подтверждают и отзывы наших клиентов, которые дают положительную характеристику нашей поддержке и сопровождению. Заказчики готовы вместе с нами преодолевать все сложности будущих периодов.
У нас в стране происходят значительные перемены, и в сфере образования также много инноваций и изменений.
В одном из своих выступлений председатель правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что в текущем году количество бюджетных мест было увеличено на 8,2 тысячи и составило 630 тысяч. Из них 37 тысяч — это места в новых российских регионах. Приемная кампания прошла с рядом важных нововведений. К примеру, суперсервисом «Поступление в вуз онлайн» воспользовалось свыше 375 тысяч абитуриентов.
Важно, что с 1 сентября в России начался пилотный проект с участием шести вузов, в рамках которого предусматривается создание новых уровней высшего образования: базового — со сроком обучения от 4 до 6 лет, специализированного — от 1 года до 3 лет, а также аспирантуры. Специализированное высшее образование будет включать в себя магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку.
Также планируется, что подача документов на поступление в вузы в электронном виде с 2024 года будет возможна только через Госуслуги, то есть Суперсервис «Поступление в вуз онлайн».
Таким образом, следующий год готовит нам новые вызовы. Уже сейчас мы начинаем активную подготовку к приемной кампании-2024, проектируем новые инструменты повышения эффективности и устойчивой работы пользователей наших систем, изучаем новые требования, вводим новые сервисы технической поддержки и сопровождения клиентов.
Я уверен, что к новым задачам 2024 года мы подойдем во всеоружии.
■ erid:Kra23gj9RРекламодатель: ООО "Галактика ИТ"ИНН/ОГРН: 7810649910/1177847044418Сайт: https://galaktika-it.ru/Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a19951