Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Специфика поиска: что подойдет корпоративным порталам?

Документооборот
, Текст: Михаил Демидов
Развитие поискового модуля в корпоративном портале на базе MS SharePoint будет способствовать достижению бизнесом задач по эффективности, считают западные аналитики, поскольку пользователи СЭД хотят искать и находить то, что им надо, в полной мере. Однако каким именно он должен быть и как эффективно реализовать это?

Независимый разработчик решений на базе платформы MS SharePoint Майкл Писарек в ходе своего доклада на отраслевой конференции партнеров Microsoft в Австралии заявил о тождестве обычных и корпоративных интернет-пользователей в части поиска информации. И тем, и другим, по его словам, нужны 100% отвечающие изначальной цели поиска конкретные результаты, поэтому поисковые механизмы должны объединять разные базы данных и позволять ищущим напрямую влиять на итоговую выдачу. Это связано с тем, что благодаря повсеместному распространению интернета пользователи научились искать. Поэтому, приходя на работу и сталкиваясь с задачами поиска необходимой информации, они ожидают получить в свое распоряжение не 10 поисковых интерфейсов в различных информационных системах (с необходимостью заполнять карточки или, того хуже, строить специализированные запросы), а хорошо знакомую строку поиска, аналогичную Yandex, Google или Bing, позволяющую получить доступ ко всей нужной информации при помощи нескольких ключевых слов.

Для этого предлагается применять метапоиск (и хранить соответствующие записи в специальной базе данных) при построении архитектуры решения. Эксперт уверен, что подобная модель эффективно решит проблему понимания того, как надо искать – пользователи будут делать это понятным им самим способом (для этого из базы будут подгружаться в стиле Google Instant Search имена собственные, глаголы, устойчивые выражения и т.п.). Тем не менее, полностью перенести схему работы Google в корпоративный поиск невозможно – пользователи ищут обычно нечто узкоспециальное и полностью удовлетворяющее их потребностям, которые перед внедрением надо проанализировать.

Роман Щемелев, менеджер по продукту SharePoint Microsoft Россия, согласен с выдвигаемой концепцией настройки поиска и приводит в качестве иллюстрации данные исследования IDC. По его словам, сотрудники в среднем тратят 9,5 часов в неделю на поиск информации, а для некоторых задач, связанных с исследованиями и разработкой, поиском решения для проблемы с продуктом, формированием концепции для новой маркетинговой кампании, поиск может занимать до 50% рабочего времени. «Невозможность найти и использовать нужную информацию приводит к тому, что сотрудники создают ее сами – заново изобретая велосипед. Результаты исследований свидетельствуют, что офисные работники непреднамеренно тратят больше времени на воссоздание существующих знаний, чем на создание новых. Поэтому увеличение скорости, релевантности и «находимости» нужной информации является важнейшим способом повышения продуктивности работы офисных сотрудников», - замечает он.

Александр Осипов, менеджер по продуктам системы EOS for SharePoint, соглашается с тем, что для того чтобы оставаться конкурентоспособным, бизнес вынужден повышать эффективность и обеспечивать быстрый доступ и обработку информации. Евгений Стаханов, директор по развитию направления портальных решений компании TerraLink, уверен, что ценность единого хранилища информации без возможности ее быстрого нахождения стремится к нулю, а эффективный поиск может стать одним из основных стимулов для сотрудников использовать портал.

Роман Щемелев выделяет несколько важных моментов в организации поиска в компании - при реализации системы стоит уделить особое внимание настройкам релевантности (путем учета синонимов и опечаток, действий сотрудников с результатами поиска, его роли и профиля, прав доступа к контенту и свойства самой информации); недостаточно просто представить страницу с результатами поиска, но необходимо предусмотреть, какие действия смогут совершать сотрудники с ними (отфильтровать по какому-либо параметру, отправлять ссылку на документ коллеге, начинать рабочий процесс в отношении документа или добавлять этот документ в свою рабочую область); нельзя забывать о поиске после его первоначального внедрения. «Данные о том, что и как ищет сотрудник, являются важным источником информации для дальнейшего развития информационных систем. Средства аналитики по результатам поиска позволяют увидеть, какой контент становится наиболее востребованным, какие запросы не приносят нужных результатов, и скорректировать как саму поисковую систему, так и другие способы предоставления информации сотрудникам», - отмечает господин Щемелев.

В целом опрошенные CNews представители вендоров отмечают, что у российских интранет-порталов нет каких-то национальных особенностей, таким образом данные методики по улучшению поиска являются применимыми и к отечественным проектам, при этом их количество должно расти для развития решений.