Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Мобильная СЭД: для всех или только для избранных?

Документооборот
В 2010 г. 63% мобильных сотрудников предпочитали смартфоны ноутбукам (iPad еще не вышел на момент опроса). В 2011 расклад изменился: 21% мобильных пользователей переключились на планшеты, 51% пользователей продолжил пользоваться смартфонами, а доля приверженцев ноутбуков сократилась до 28%. Сейчас, в 2012 г., уже 64% пользователей ходят с планшетами, а 80% собираются приобрести такое устройство в течение 6-месяцев. Похоже, что очень скоро мы будем иметь 100% оснащенность пользователей планшетами.

Едва ли нужно говорить, что люди используют свои планшеты не только для игр и обмена фотографиями в соцсетях. Мобильные сотрудники хотят постоянно "включенными" в свои бизнес-процессы. Разумеется, им нужно работать с документами, а значит, им необходим доступ к СЭД.

Кстати, не стоит ориентироваться на расхожие штампы: если мобильный доступ, то непременно на пляже и с коктейлем в руке. Даже в офисе нужна мобильность. На совещание проще прийти с планшетом, чем нести громоздкий ноутбук или ворох бумаг. А если у вас производство, торговые точки или филиальная сеть, то мобильность востребована в полной мере, причем мы не говорим о выходе за периметр безопасности своего предприятия.

В связи с этим возникает несколько вопросов, которые CNews решил обсудить с экспертами отрасли.

Кому нужна мобильная СЭД: только руководителям или всем мобильным сотрудниками? Еще несколько месяцев назад такой вопрос вызывал серьезные споры в любой аудитории. Сегодня эксперты практически единодушны: мобильная СЭД нужна всем. Но в подходах к реализации их мнения расходятся.

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Интертраст", полагает, что мобильный доступ вообще может стать основным способом работы с СЭД: "Мобильно должны иметь возможность работать все. Важно, чтобы у каждой категории пользователей был один интерфейс для работы с СЭД. Невозможно использовать разные навыки для выполнения одних и тех же функций: одни для мобильной работы с планшетника, другие – со смартфона, третьи – с ноутбука или стационарной машины. Поэтому, если сотрудник в основном работает в СЭД через веб-интерфейс, ему лучше и на планшетнике работать в веб-интерфейсе. А если руководитель работает в нативном интерфейсе iPad, не надо ему работать в СЭД c ноутбука".

Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС даже выражает некоторое удивление: "Вообще странный вопрос к вендору, который уже второй год продает мобильные решения. Если бы мобильная СЭД была не нужна, то она, во-первых, не продавалась бы, и, во-вторых, не было большой динамики в спросе. СЭД нужна и руководителям, и мобильным сотрудникам. Она уже стала так же неотъемлема для бизнеса, как мобильный телефон".

Сергей Курьянов, директор по стратегическому маркетингу компании "ДоксВижн" считает, что более широкое распространение мобильных СЭД сдерживается только экономическими причинами: "Мобильная СЭД нужна мобильным сотрудникам не меньше чем руководителям. Просто руководители готовы больше платить за то, что нужно им. Надо только четко понимать, что задачи у руководителей и у сотрудников разные, сценарии работы тоже разные, поэтому мобильным клиентом вопрос не решить – нужны разные приложения, причем желательно нативные и поддерживающие локальную работу."

Всем известно, что другим барьером на пути к мобильным СЭД является проблема их безопасности. Но разработчики СЭД не все могут взять на себя в части ИБ, определенную работу должны проделать их смежники, специалисты по защите информации из "КриптоПро".

Однако, в целом процесс не стоит на месте. Состояние дел комментирует Елена Иванова: "Для мобильного решения, которое мы выпустили под Win7, вопросы с защитой решены, работает ЭП. Что касается iPad, то тут существует известная всем проблема: пока "КриптоПро" не сертифицирует свои средства под iPad, мы вряд ли изобретем что-то новое".

Продвигается в этом направлении при поддержке партнеров и "ДоксВижн". Как говорит Сергей Курьянов: "Нашим партнером Digital Design задача обеспечения безопасности решена путем создания специального сервера поддержки планшетов в DMZ (демилитаризованной зоне), а также с помощью криптографической защиты данных как в канале передачи, так и на устройстве. Мы ждем сертификации "КриптоПро" для iPad, чтобы сертифицировать решение Digital Design".

Если экстраполировать данные исследований, то можно утверждать, что очень скоро планшеты будут у всех. Разумеется, не у всех будет iPad – планшеты на Android имеют значительную долю рынка, скоро в игру вступят и системы на основе Windows 8. Однако, корпоративная СЭД должна работать на любых устройствах. Разработчики столкнутся с необходимостью поддерживать свои решения на всех планшетах, что будет увеличивать их издержки.

На текущий момент в ЭОС это не считают серьезной проблемой. По мнению Елены Ивановой, в компании эта проблема решена. "У нас есть решение под планшетники на Win7, а также продукты, позволяющие работать с документами с любых смартфонов и телефонов, хоть с микроволновки".

"ДоксВижн" тоже пока не сталкивается с проблемой нехватки ресурсов и компетенций для поддержки всего разнообразия мобильных устройств. Так отвечает Сергей Курьянов: "Когда планшет станет "легальным" корпоративным устройством, он будет включен в стандарт ИТ предприятия. Кто при этом победит – большой вопрос. Пока надо поддерживать минимум iOS и Android, в перспективе – и Windows 8.

Надо также понимать, что пользователи будут нуждаться в поддержке и своих личных устройств за пределами корпоративного пространства, а также в поддержке смартфонов. Для таких платформ мы разрабатываем легкие решения с ограниченной функциональностью, но достаточные для того, чтобы "оставаться на связи" в кратковременной отлучке".

Пока не видит причин для беспокойства и Вадим Ипатов: "Для VIP-категории пользователей - нативные решения под все существующие популярные платформы. Но для них характерна очень ограниченная функциональность (не то, что хотелось бы, а то, без чего нельзя обойтись). Для остальных категорий мобильных пользователей – универсальное браузерное решение. При этом серверные компоненты - общие, единые для всех"

Но одним из заметных трендов, который был заметен на прошедшем в Барселоне Mobile World Congress-2011, было стремление разработчиков мобильных бизнес-приложений унифицировать свои решений и переложить хлопоты по поддержке разнообразных мобильных устройств на специализированные фирмы, которые предлагают универсальные решения. Это нормальное разделение труда в бизнесе: кто-то делает СЭД, BPM или ERP, а кто-то знает все нюансы работы мобильных устройств и обеспечивает функционирование бизнес-приложений.

Российские компании успешно осваивают этот сегмент рынка и предлагают коллегам из других секторов, в частности СЭД, взять на себя бремя адаптации бизнес-приложений для работы в мобильной среде. В их числе молодая компания Octopod из Санкт-Петербурга. О возможной экономии на разработке мобильных приложений говорит Кирилл Шмарковский, заместитель генерального директора Octopod: "Используя нашу платформу, бизнес получает легко конфигурируемый и изменяемый инструмент для взаимодействия по мобильному каналу со своими клиентами вне зависимости от мобильной ОС пользователя. Экономия на разработке может быть в 2-3 раза, экономия при поддержке - более чем в 5 раз, время вывода на рынок (TTM) может быть сокращено в с 3-4 раза (например, с 1 года до 3 месяцев, с 3 месяцев до 1 месяца). Сколько каждый из разработчиков СЭД при этом сэкономит сильно зависит от функциональности приложения, и от самой бизнес-задачи, для которой создается мобильная версия".