Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Бизнес-процессы из облака набирают обороты

Бизнес Документооборот Облака Маркет

Новая модель BPaaS (business process as a service) позволяет предоставлять услуги по решению бизнес-задач на основе облачных технологий. Она позволяет решить вопросы, связанные не только с ИТ, но и с управлением бизнес-процессами. Это может быть выгодно, как для заказчиков, так и для вендоров, поставляющих софт и инфраструктуру.

Модель BPaaS (business process as a service) – это предоставление услуг по решению бизнес-задач, когда в основе решения лежат облачные технологии. Возможности для работы по этой модели возникают, если у компании-заказчика есть потребность в автоматизации повторяющихся типовых работ, но нет закрепленных менеджеров. Один и тот же сервис может использоваться несколькими клиентами BPaaS-провайдера. Оплата такого аутсорсинга производится по фиксированной на период цене либо по факту потребления услуги.

Облака плюс разделение труда

Логика возникновения схемы BPaaS лежит на поверхности. Она основана на облачных технологиях, развитие которых обуславливается всевозрастающими потребностями в программных продуктах, в том числе и для повышения эффективности бизнеса. Переход на софт, платформы и инфраструктуру, предоставляемые в качестве услуг, диктуется экономической целесообразностью. Среди преимуществ облачных решений – и быстрое развертывание, и прогнозируемая относительно невысокая стоимость, и сокращение внутренних затрат на обслуживание.

Кроме того, работают принципы разделения труда. Зачем покупать программное обеспечение, администрируемое штатным специалистом, которого приходится обучать, переобучать, удерживать в компании? Можно приобрести софт как услугу, получив при этом также качественное администрирование с гарантиями. У SaaS-провайдера, предлагающего услуги по обслуживанию системы сотням клиентов, как правило, администраторы имеют высокую квалификацию.

BPaaS – логичный шаг вперед, так как схема снимает не только ИТ-вопросы, но еще и закрывает вопросы предметной области. Зачем нанимать менеджера по персоналу, пусть даже и работающего в облачной HRM-системе? Можно воспользоваться услугами BPaaS-провайдера, который возьмет на себя решение кадровых вопросов и при этом предоставит доступ в облачную систему, когда от руководителя потребуется, например, рассмотреть резюме интересного кандидата на должность от мидл-менеджера и выше. Объем передаваемых BPaaS-провайдеру компетенций определяется клиентом и может при необходимости меняться. Издержкой передачи станет частичная потеря контроля над процессом, приходится полагаться на SLA, принимая погрешности.

При больших объемах работы, если процесс не является ключевым для компании, смысл в BPaaS есть. Резоны передачи бизнес-процесса могут быть разными: небольшая компания может выбрать BPaaS, чтобы сократить затраты на содержание процесса, а крупная корпорация таким образом отстранится от непрофильной деятельности, чтобы сосредоточиться на стратегических задачах. Узкопрофильные специалисты интенсивно работают в своих областях, не отвлекаясь на смежные: администраторы следят за работоспособностью системы, HR-ы занимаются подбором персонала, а сотрудники заказчика BPaaS задействованы только в основной деятельности своей компании.

Схема работы BPaaS

Клиенты работают напрямую с BPaaS-провайдером. Он, в свою очередь, либо заказывает облачный софт, построенный SaaS-вендором на облачной платформе и инфраструктуре, либо сам разрабатывает облачное программное обеспечение на базе сторонних PaaS- или даже IaaS-решений. Роли провайдеров в схеме могут объединяться, но потребителя это не касается. Ему принципиально знать, кто поставляет программное обеспечения, платформу и инфраструктуру для решения его задач, в том случае, если он планирует в будущем уйти от схемы BPaaS и самостоятельно заказывать SaaS-решение или даже спуститься еще ниже по ступенькам схемы.

Технологии вторичны по отношению к решению бизнес-задачи. В общем случае клиент снимает со своих плеч все заботы, перекладывая их на BPaaS- и других провайдеров, оплачивая добавочную стоимость. В идеале потребитель имеет финансовые гарантии качества оказания услуг, и перед ним в ответе остается именно BPaaS-провайдер.

Экономическая сторона BPaaS

Появление BPaaS-провайдеров должно быть обусловлено спросом, а спрос, в свою очередь, – выгодой работы по новой схеме. Разные участники – SaaS-вендор, BPaaS-провайдер и конечные клиенты – получают свои выгоды.

С точки зрения клиента, сервис окупаемый. Ведь чтобы обслуживать типовой бизнес-процесс, нужно иметь от одного до трех менеджеров. Средняя зарплата менеджера в России составляет i21 тыс. Значит, решение бизнес-задачи обходится компании в i21-63 тыс. в месяц. Следовательно, если BPaaS-решение стоит менее i500 тыс. в год, оно оказывается выгодным уже с точки зрения экономии на фонде оплаты труда менеджеров. Кроме того, BPaaS-вариант предполагает экономию на администрировании корпоративной системы (зарплата системного администратора в России также в среднем составляет i21 тыс.). Присутствует здесь и «вторичная» экономия – нет необходимости приобретать или даже разрабатывать собственную корпоративную систему в облаке или на собственных мощностях (а строительство собственного дата центра – это уже затраты на уровне сотен тысяч долларов).

BPaaS-провайдер формирует добавочную стоимость, в которую, естественно, заложена чистая прибыль. Он сам экономит, так как покупает не on-premise, а SaaS-решение, и, как правило, даже не задумывается об аренде облачной платформы и разворачивании, кастомизации системы. При этом рентабельность бизнеса провайдера зависит от стоимости облачной системы и от цены, на которую согласен конечный заказчик. Причем оба ограничения внешние, сам провайдер не может на них влиять.

В итоге он соглашается на какую-то рентабельность своего бизнеса и может зарабатывать на объемах, приобретая все большие мощности для большего числа запросов клиентов. Критичны для BPaaS-провайдера схема лицензирования с выкупом софта, масштабируемость SaaS-решения и архитектура, позволяющая использовать одну базу данных для обслуживания множества клиентов. При этих условиях есть возможность увеличивать удельную прибыль, наращивая объемы.

И для SaaS-вендора есть возможности экономии. Казалось бы, вендор облачной системы может сам выходить на конечного потребителя со своим продуктом, и тут присутствие BPaaS-провайдеров даже создает дополнительную конкуренцию. На практике же кооперация с крупным заказчиком, закупающим лицензии и мощности в оптовом режиме, выгодна для SaaS-вендора, потому что ему можно сосредоточиться на разработке продукта, а не на вопросах маркетинга, продаж и поиска клиентов. BPaaS-провайдер дает стабильность, взаимоотношения с ним проще и прозрачней.

Экономия возникает также на фонде оплаты труда специалистов, обслуживающих основную деятельность – разработку и предоставление софта как услуги. Здесь опять работает упомянутый принцип разделения труда.

BPaaS в ближайшем будущем

Forbes в своей статье «Gartner Predicts Infrastructure Services Will Accelerate Cloud Computing Growth» от 19 февраля 2013 г. поделился прогнозами аналитиков Gartner относительно будущего облачных технологий и, в частности, BPaaS. Согласно прогнозу среднегодовой прирост рынка BPaaS до 2016 г. составит 10,7%. Совокупный объем рынка достигнет $47,9 млрд. Это на $15 млрд или на 46% больше, чем должен составить объем рынка SaaS в этом же 2016 г. Опираясь на прогноз Gartner, можно сказать, что в будущем накрутка BPaaS-провайдеров относительно их затрат на приобретаемый облачный софт будет существенно превышать 50%.

Тем не менее, темпы прироста рынка BPaaS на общем фоне облачных технологий не выглядят высокими. Скорее всего, это обуславливается тем, что всем участникам схемы для налаживания работы требуется произвести немалые организационные усилия, изменить привычные принципы работы. Причем все должны двигаться друг к другу, расширять взаимодействие, что занимает немало времени. Поэтому пока перспективнее выглядит позиция SaaS-вендоров, работающих напрямую с клиентами.

В России, по прогнозам аналитиков компании Parallels, рынок облачных услуг для компаний малого и среднего бизнеса к 2016 г. достигнет i55,6 млрд. При сохранении текущей пропорции рынка SaaS к всему рынку облаков, объем рынка SaaS может составить около i20,4 млрд. Соответственно, если BPaaS-схема в России станет использоваться так же активно, как и в развитых странах, можно предположить, что потолком объема рынка BPaaS в нашей стране к 2016 г. будет сумма около i29,8 млрд. Вероятно, реальный объем окажется ниже.

Максим Кайнер