Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Путь от СЭД к ECM в России: актуальный опыт

Документооборот

Рынок СЭД в текущем году отмечает 20-летие. Его рост, по разным оценкам, составляет от 7 до 16% в год. По всем признакам уровень развития документооборота в России постепенно догоняет западный, хотя и имеет ряд ярких особенностей. Например, в отечественной практике до сих пор понятия СЭД и ECM могут использоваться как синонимы, но большинство вендоров и заказчиков уже четко осознает, что электронные документы – это лишь небольшая часть корпоративного контента. Участники конференции CNews Analytics и CNews Conferences «ECM 2014: мировые тренды в России», которая прошла 8 апреля 2014 г., обсудили, как в стране развивается данное направление, какие решения доступны сегодня на рынке, а также поделились опытом внедрения и использования СЭД/ECM-решений на росийских предприятих и в госструктурах.

Алексей Будин: Легко настраиваемая ECM привлекает малые и средние компании

Алексей Будин, директор компании ELMA, назвал самые популярные решения и наиболее влиятельные тренды российского рынка СЭД и дал оценку деятельности отечественных разработчиков в сравнении с их западными коллегами.

CNews: Какие решения наиболее популярны на российском рынке СЭД сегодня?

Алексей Будин: Помимо того что большую роль сейчас играет простота и удобство использования СЭД для конечных пользователей, на первый план также выходят функциональность и многозадачность решения. Заказчиков интересуют не столько возможности узконаправленного корпоративного решения, сколько работа с бизнес-процессами, управление эффективностью деятельности и интеграция с другими системами. Но на сегодняшний день можно назвать лишь единицы решений с таким функционалом. Многие компании обращают внимание на наличие мобильных технологий из-за популярности мобильных устройств и их возможностей в плане контента.

Есть и еще одна тенденция: все чаще заказчик готов настроить все самостоятельно. Легко настраиваемая ECM больше привлекает малые и средние компании – в этом сегменте спрос быстро растет. В целом сегодня СЭД – это массовые корпоративные приложения, которым не чужды ИТ-инновации, такие как облачные вычисления, мобильные решения, социализация.

CNews: Смогли ли российские разработчики составить достойную конкуренцию мировым вендорам?

Алексей Будин: Если раньше зарубежные компании выступали в роли поставщиков базовых платформ, а российские производили на их основе конкретные решения, то сейчас ситуация изменилась. Заказчиков больше интересует применение целых платформ, поскольку значение приобретают возможности дальнейшего развития, роста функциональности внедренной системы и интеграции.

Благодаря глобализации рынка российские разработчики, конечно, получают стимул к развитию своих продуктов, расширению их функционала, повышению производительности и масштабируемости. Но западные поставщики имеют преимущества в плане использования веб-технологий (социальных сетей, блогов, новых бизнес-моделей). В России это направление пока практической реализации не имеет, тогда как крупные вендоры могут создавать подобные решения и быстро расширять спектр своих предложений.

CNews: Каковы специфические требования к СЭД на российском рынке?

Алексей Будин: Здесь тоже прослеживается желание иметь все и сразу. Заказчиков интересуют решения, которые умеют значительно больше, чем стандартная СЭД. Можно сформулировать три ключевых требования. Во-первых, многофункциональность. Во-вторых, минимум интеграций с другими системами. Решение должно быть универсальным, чтобы можно было не только встроить движение документов в бизнес-процессы, но и в любой момент подключить удобные инструменты для работы с клиентами, модуль управления эффективностью деятельности или управление проектами. Нужно комплексное средство. Все прекрасно понимают, что объединение с какой-то внешней системой и адаптация стоит намного дороже и занимает больше времени.

В-третьих, много внимания уделяется полноте учета решаемых организацией задач и их особенностям. Успех выполнения этих задач зависит, в том числе, и от деятельности каждого отдельного сотрудника, поэтому важен контроль исполнительской дисциплины в рамках работы с документами. А управлять исполнительской дисциплиной как раз позволяют бизнес-процессы.

CNews: Расскажите о наиболее интересном опыте, который удалось получить вашей компании в процессе внедрения СЭД.

Алексей Будин: Полтора месяца назад стартовал проект внедрения СЭД в одной из крупных федеральных компаний, оказывающих строительные услуги и осуществляющих поставку всевозможных стройматериалов в города РФ и СНГ. Эта организация долго выбирала систему электронного документооборота и в итоге остановила свой выбор на ELMA ECM+. Решение было приобретено, как мы это называем, «на вырост». То есть сначала в одном сервисном подразделении компании средствами модуля ECM были созданы условия для удобной работы с задачами, появилась возможность проведения анализа выполнения работ с документами, контроль исполнительской дисциплины. После этого руководство компании, оценив возможности системы, обратилось к нам с просьбой внедрить решение во всех филиалах, расположенных в крупнейших городах России.

Причем ELMA ECM+ встраивается в бизнес-процессы компании и становится неотъемлемой частью всей ее деятельности. Сейчас планируется внедрить специализированные инструменты для работы с клиентами – приложение CRM+ – и, конечно, продолжать развитие и поддержание системы на постоянной основе. В частности, достигнута договоренность о внедрении в ближайшем будущем модуля KPI, который свяжет в единый контур стратегическое планирование, управление по целям, индивидуальную систему показателей и мотивацию персонала.

Речь идет о вполне состоявшейся компании, поэтому KPI в данном случае станет необходимым современным инструментом управления. Думаю, этот опыт еще раз подтверждает, что спрос на масштабируемые решения растет.