Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Развитие СЭД — процесс бесконечный. Опыт бизнеса и госструктур

Документооборот

Отношения между заказчиками и вендорами при внедрении СЭД складываются не просто — нередко компании отказываются от уже внедренной системы электронного документооборота. Почему так происходит, как внедрять и какую пользу от проекта получает организация — это темы конференции «Рынок СЭД: новые тренды», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 27 ноября 2013 г.

Василий Бабинцев: В 2014 году рынок может показать стабильную динамику в районе 5–10%

Василий Бабинцев, директор по маркетингу компании DIRECTUM, оценил динамику российского рынка СЭД, рассказал о требованиях бизнеса, уровня информатизации и описал самый сложный проект 2013 года.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка СЭД в 2013 году? Каков ваш прогноз на 2014 год?

Василий Бабинцев: По рынку цифр, конечно, еще нет. В начале 2014 года, когда данные консолидируются, мы ожидаем увидеть положительную динамику, соответствующую тренду последних 5 лет. Рынок ECM будет расти в соответствии с темпами всего ИТ-сектора. Рост числа проектов по внедрению ECM-систем составит около 5% (в прошлом году прирост превысил 9%). Всплесков сейчас ожидать не стоит, мы наблюдаем консолидацию. Хотя есть некоторые отрасли, которые могут показать себя лучше.

Со стороны спроса драйверами рынка в 2013–2014 годах останутся государство, финансовый сектор, строительство и производство, нефтегазовая и химическая отрасли. Государство выступит также катализатором развития рынка еще и как законодатель, продвигая, в частности, межкорпоративный юридически значимый документооборот.

В 2014 году рынок может показать стабильную динамику в районе 5–10%.

CNews: Какие требования бизнеса оказывают сегодня максимальное влияние на развитие СЭД?

Василий Бабинцев: Если говорить о развитии ECM-технологий, то их в России стимулируют передовые компании-заказчики, представительства иностранных фирм, находящиеся в логистических (финансовых, транспортных, образовательных) центрах страны. Менеджмент перешел от стадии старта автоматизации на инфраструктурном уровне к прикладным задачам и следованию трендам, связанным с повышением удобства, вовлечением пользователей, мобильностью, облаками, межкорпоративным взаимодействием. Это естественный путь развития связки «ИТ и бизнес-среда».

Если судить с точки зрения количества проектов и вообще заинтересованности, то надо отметить, что появляются компании, только сейчас приходящие к пониманию потребности в ECM как в чем-то большем, чем электронный документооборот. Причины отставания могут быть разными – консерватизм, география, отсутствие готовой инфраструктуры, кадровый голод. Такие заказчики сосредоточены в ресурсных центрах страны. Здесь вендоры закрывают базовые потребности, но все равно закладывают и перспективные наработки, работая на будущее.

CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации документооборота в российском бизнесе?

Василий Бабинцев: Уровень может быть разным, в зависимости от отрасли, от географии бизнеса. Средняя зрелость российской компании в области ECM на потенциальном или стабильном уровне. Вокруг этой темы нет маркетингового шума, значит, мы перешли рубеж первого осознания, вышли на этап промышленного освоения. Сейчас уже не говорят, а делают, поэтому уровень стабилен.

Главная задача – выходить на оптимизируемый уровень, связанный с внедрением новинок, например, межкорпоративного взаимодействия. Уже не мало компаний, созревших до этого, понимающих свои потребности, но их число должно расти и дальше.

CNews: Какой ваш проект был самым сложным в завершающемся году, почему?

Василий Бабинцев: В 2013 году стартовал очередной этап проекта в Правительстве Удмуртской Республики. За 4 месяца были проведены работы по внедрению государственной информационной системы в 21 государственном органе УР и 11 органах местного самоуправления. К системе подключено 843 пользователя, зафиксировано более 200 пожеланий по развитию, половина из которых уже реализована.

Для этого работали параллельно три команды внедрения. Еженедельно проводились собрания в расширенном составе с представителями заказчика: кураторами и руководителями проектов от ведомств, представителями Министерства информатизации и связи УР, разворачивали бэк-офис, помогающий пользователям и командам внедрения решать возникающие вопросы.