Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Три проблемы интранет-порталов: бороться можно

Документооборот
, Текст: Михаил Демидов
Несмотря на бурное развитие корпоративных порталов в роли интранет-решений эти системы по-прежнему испытывают "проблемы роста". Об этом заявляет Якоб Нильсен, ведущий консультант по юзабилити, основатель консалтинговой компании Nielsen Norman Group. Они наблюдаются последние 3 года и не исчезают даже из систем нового поколения.

По мнению Якоба Нильсена, которое он выразил в статье The Good, the Bad, the Ugly of Implementing Intranet Portals ("Хорошее, плохое и уродливое в развитии интранет-порталов") корпоративные порталы стали применяться как интранет-порталы для облегчения задач доступа пользователей к информации с соответствующим большим количеством точек входа. Однако самим пользователям нужна была некая единая веб-страница, которая могла бы настраиваться под их потребности. Такое положение вещей Нильсен называет персонализацией порталов, которая даже смогла более-менее прилично развиться за это время, но все равно недостаточна для качественной пользовательской работы. Два других аспекта интранета: управляемость (в вопросах администрирования) и мобильность (в контексте использования мобильных версий) – развиты существенно хуже. Российские эксперты рынка СЭД отмечают, что данные идеи действительно применимы к рынку интранетов в его текущем развитии как в мире, так и в России.

Владимир Андреев, президент компании "ДоксВижн", отмечает, что при внедрении портала его компания видит потребности, которые сводятся к необходимости предоставления пользователям информации в максимально удобном виде (персонализация) и в оптимальном объеме (уровень управления). Также необходимо приспосабливать формат данных к способу их получения (ориентация, в частности, на мобильного пользователя). "Тренды отмечены абсолютно верно – собственно, в упрощении и унификации доступа пользователя ко всей информации в компании и состоит суть внедрения интранет-порталов. Однако в контексте внедрения СЭД можно было бы выделить еще несколько важных аспектов внедрения порталов и их интеграции с СЭД, - говорит он. "Во-первых, это удобные средства встраивания корпоративных приложений (в частности СЭД) в интерфейс портала и унификация интерфейса доступа к данным корпоративных приложений через портал. Затем, унификация средств доступа к заданиям пользователя и средствам планирования рабочего времени (при интеграции ИС в рамках портала, различные приложения, в частности СЭД, могут использовать собственные средства организации работы с заданиями, необходима их интеграция). И, наконец, возможность интеграции средств аналитической отчетности собираемой из различных корпоративных приложений (в частности СЭД) в рамках портала компании".

Евгений Червяков, руководитель направления Microsoft SharePoint компании ЭОС, согласен со всеми тремя трендами. По его мнению, на текущий момент у заказчиков уже складывается понимание, что корпоративные порталы необходимо персонализировать на уровне отделов, служб. Кроме того, полноценный корпоративный портал может быть создан в организации при высоком уровне регламентирования и разбиения на зоны ответственности и определения ответственных сотрудников. В-третьих, на текущий момент мобильные версии порталов развиты слабо, и у многих заказчиков нет требований к организации специальной мобильной версии. Отчасти это связанно с тем, что не все корпоративные порталы доступны для сотрудников через интернет, но сейчас смартфоны и планшетные устройства развиты настолько, что люди могут без каких-либо проблем просматривать обычные версии веб-сайтов, поскольку гаджеты не требуют специальной мобильной версии. Говоря о дополнительных трендах, господин Червяков отметил, что заказчики все чаще стали рассматривать корпоративный портал и систему управления документами как единое решение.

Тем не менее многие эксперты отмечают некоторую натянутость аргументации Нильсена. По мнению Ирины Кубликовой, директора по маркетингу компании "БОСС-Референт", он обозначил не столько тренды, сколько некие слабые места в области корпоративных порталов, при этом воспринял все 3 вопроса как некие плохо решаемые на текущий момент проблемы или недостатки, с чем сложно согласиться. "Безусловно, требование по персонализации рабочей области является актуальным трендом в сфере разработки бизнес-приложений в принципе, что неудивительно. Ведь если поисковики реализовали возможность настройки из виджетов рабочей области, почему бы не делать то же самое в решениях для бизнеса, - рассуждает она. - Конечно, в бизнес-среде часто необходимо создание весьма специфических виджетов и обеспечения интеграции порталов с иными приложениями под каждый виджет, что требует времени и инвестиций, но эта задача понимается разработчиками, и процесс роста роли персонализации в ECM-системах не буксует". Евгений Стаханов, директор по развитию направления портальных решений компании TerraLink, идет дальше в своей критике исследования Нильсена, считая, что автор говорит не о трендах, а о видении проблематики портальных решений, причем с неактуальных позиций. В качестве примера он приводит то, что сегодня нет смысла обсуждать персонализацию как особенность порталов, ведь это уже много лет де-факто стандарт для данного класса систем, и даже входит в само определение портала. Аналогичная ситуация сложилась, по словам эксперта, в вопросах управляемости: "Пик этой проблемы пришелся на предыдущее поколение порталов, и с тех пор сделан большой шаг вперед в ее решении как с точки зрения правильной организации ИТ в компании (портал должен подчиняться тем же процедурам, что и другие системы, а не быть свалкой контента), так и с точки зрения функциональности самих систем". Господин Стаханов уверен, что основной тренд для России в области интранета – это повышение интереса к портальным технологиям в целом, массовый перевод ECM/СЭД-функционала в портальные среды.

В конечном итоге опрошенные CNews эксперты сошлись в том, что проблемы интранет-решений, отмеченные Нильсеном, имеют место быть, но они активно решаются, в том числе и российскими вендорами.