Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

IDC определило лидеров ECM в России. Специалисты не согласны

Документооборот
мобильная версия
, Текст: Михаил Демидов
Аналитическая компания IDC по заказу одного из вендоров рынка СЭД провела исследование отечественной отрасли ECM. Результаты сильно удивили большинство компаний, попавших в список ключевых фигур.

Аналитическая компания IDC совместно с компанией "Логика бизнеса 2.0" (бывшие "АйТи.Информационный менеджмент" и "БОСС-Референт") провела исследование российского рынка ECM.

Аналитики опросили 130 компаний преимущественно крупного бизнеса (от 500 сотрудников) из 8 самых популярных отраслей экономики. По итогам отчета выяснилось, что лидером по масштабу внедрения СЭД является IBM Lotus Notes (платформа) и система "Логика ECM. СЭД", одна из версий которой выполнена как раз на этой платформе. Также прочные позиции у MS Sharepoint. "Если же убрать из этого списка "чистые" платформы, список наиболее популярных СЭД превращается в топ-5, куда входит и "Логика ECM.СЭД" и где довольно высоко стоит такой временный паллиатив, как собственная разработка, - заявляют авторы отчета. - Отдаваемое компаниями-респондентами предпочтение платформам может означать, что СЭД-функциональность не слишком сильно востребована в данных организациях - им просто надо хоть как-то управляться с вопросами обработки неструктурированной информации. Но острота этой проблемы имеет свойство только нарастать, так что подход "хоть как-то" долгосрочным быть не может".

Неожиданным в отчете оказалось положение ряда топовых вендоров ECM: вместо предполагаемых высоких результатов их решения характеризовались как недостаточно распространенные . "Казалось бы, "промышленное" решение Documentum, которое позиционируется в enterprise-классе, должно обладать самыми высокими показателями масштабируемости, отказоустойчивости и т.п. Но в среднем оно имеет меньшее количество рабочих мест на установку, нежели "простой" Sharepoint. Видимо, покупатели Documentum предпочитают качество количеству и делают из этой системы своего рода документооборотный бутик. Безусловные же лидеры по масштабу внедрения – Lotus Notes (платформа) и система "Логика ECM. СЭД", одна из версий которой выполнена как раз на платформе Lotus Notes. Не исключено, что некоторые респонденты, отмечая в анкете платформу Lotus Notes, имели в виду "умело спрятанную" за ней установку системы "Логика ECM". Именно "Логике ECM. СЭД" принадлежат рекорды крупнейших по числу рабочих мест внедрений в госструктуре (ФНС РФ – более 120 тыс. пользователей) и коммерческой компании (МТС – более 25 тыс. сотрудников)", - так объясняют ситуацию в "Логике бизнеса 2.0".

Опрошенные CNews игроки рынка СЭД были крайне удивлены подобными выводами и расстановкой сил, указанной в отчете IDC, и в большинстве своем воздержались от комментариев. В основном все они посчитали данный отчет фальсификацией и неприкрытой рекламой "Логики бизнеса 2.0".

Александр Бейдер считает отчет IDC откровенно необъективным, поскольку недавно он видел последний отчет по рынку документооборота в России от IDC, где были совершенно другие данные и прямо противоположные выводы.

"Никаких выводов и прогнозов на основании этого отчета строить нельзя. "Логика Бизнеса" решила разделаться со своими прямыми конкурентами, при этом позиция реальных игроков корпоративного рынка, по алфавиту, - EMC (Documentum), IBM (ECM бывш.FileNet), OpenText (Content Server бывш. LiveLink), SAP (xECM), отражена предельно недостоверно и предвзято", - резюмирует он.

Какая СЭД функционирует сейчас в вашей организации?

Источник: IDC, 2012

Сергей Курьянов, директор по стратегическому развитию "ДоксВижн", находит не менее трех крупных ошибок в отчете IDC. Первой и самой главной является непредставительная выборка компаний - по масштабному фактору даны страты – средние предприятия 18%, крупные – 48%, корпоративные – 34%, что не отражает реального распределения численность компаний соответствующего размера на российском рынке.

Отраслевой фактор вместе с тем указан, но траты по нему не перечислены: с учетом традиционно сильных позиций Lotus Notes в банковском секторе, частично в госсекторе и нефтегазовой отрасли можно предполагать что правило разделения выборки по отраслям тоже не случайно и аналогичным образом отражает "объективность" исследования. Вторая проблема состоит впредмете исследования – вместо исследования рынка респондентам задавался вопрос – "Какая СЭД функционирует сейчас в вашей организации?", то есть понятие "рынка" подменялось на "пространство эксплуатации однажды внедренных систем". В целом, по оценке г-на Курьянова, поскольку заявлено одно, измерялось другое, как именно, неизвестно, то и результаты нельзя подвергнуть интерпретации. "При ближайшем рассмотрении видно, что исследовался не рынок ECM, а их инсталляционная база. При этом платформы SharePoint и Lotus Notes применяются гораздо шире, и для них ECM пожалуй не главный сегмент использования. Поэтому очевидный перевес в сторону платформ", - говорит Курьянов. "Наличие в "объективном" исследовании фраз типа "некоторые респонденты, отмечая в анкете платформу Lotus Notes, имели в виду "умело спрятанную" за ней установку системы "Логика ECM", делает оценку объективности исследования невыполнимой задачей, - обозначает третью ошибку специалист. - В России непросто найти ИТ-директора, имеющего реальный опыт работы с Lotus Notes, но поверить в объективность исследования и его результаты – еще сложнее".

Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum, уверен, что, несмотря на десятилетия СЭД-экспансии, потенциал для роста рынка есть: "Российские компании по-разному оценивают свою ECM-зрелость, поэтому одни заказчики еще выбирают решение для автоматизации управленческого документооборота, в то время как другие уже задумались об управлении знаниями. В свою очередь, вендор и его партнеры должны уметь разговаривать с заказчиком любой ECM-зрелости".

Эксперт предлагает разделить два слайда: платформы и решения, потому что множество ECM-вендоров строят свои решения на базе платформы собственной разработки, и замечает, что методика, использованная авторами отчета, позволяет дважды учитывать одни и те же решения - один раз как платформу, другой раз - как решение. Он также замечает, что на базе SharePoint и Lotus Notes, наряду с "брендированными", немало и "самописных" решений, разработанных силами самого заказчика.

Михаил Потапенко, руководитель отдела продаж ПО CognitiveTechnologies, считает, что выборка отчета не представляется репрезентативной: 130 опрошенных организации - хорошая выборка для крупного бизнеса, но не для среднего и малого и такой ориентации на крупные компании ему не совсем понятна высокая позиция системы "1С: Документооборот", которая, по его мнению, рассчитана на сегмент среднего и малого бизнеса. "В рейтинге первые места заняли IBM Lotus Notes и Microsoft Sharepoint, которые являются платформами, но не конечным решением. В тоже время более низкие позиции занимают некоторые системы, которые создавались именно на основе этих платформ. Поэтому, в таком контексте, ранжирование платформ совместно с системами электронного документооборота мне кажется не корректным", - уверен он.

Единственным игроком, согласившимся с данными IDC, стал директор компании ELMA Алексей Будин. Он также отмечает, что в отчете не отражены организации численностью менее 500 человек, что делает его результаты несколько однобокими, игнорируя существенную долю рынка, а в качестве респондентов выбраны в подавляющем большинстве представители ИТ-среды - лица, имеющие особый взгляд на систему с точки зрения техники. При этом мнение конечного заказчика, который пользуется системой и оценивает результаты эффективности ее использования, остается за кадром.

То преобладание платформ, которое большинство других игроков рынка считает инсинуацией, Будин объясняет тем, что, во-первых, обе лидирующие платформы имеют известные бренды, а также являются комплексными. "Выбор комплексного решения оправдан - в любой организации существуют самые различные задачи, на покрытие которые потребуются различные инструменты. Единое решение делает вопрос интеграции и взаимодействия решений намного прозрачнее и проще", - заключает он.

В целом, все опрошенные CNews игроки рынка замечают, что исследование IDC идет вразрез как по результатам, так и по методологии с тем, что выполняют другие аналитические компании. В частности, вендоры склоняются верить отчетам DSS Consulting и CNews Analytics.

"В отличие, например, от исследований агентства DSS Consulting и последнем отчете IDC о рынке документооборота, которые опрашивают самих вендоров СЭД (не проверяя их данных), проведенное исследование имеет другую методику -- опрашивались конечные потребители, ИТ-директора предприятий, принимающие решения о внедрении систем ECM, -- комментирует директор по маркетингу "Логика бизнеса 2.0" Николай Ешич. -- Исследование рынка с потребительской стороны проводить всегда труднее, зато оно более достоверно характеризует рынок. Еще могу сказать, что определяя аудиторию исследования, мы изначально сделали крен в сторону более крупного бизнеса - так что результаты надо рассматривать именно под таким углом. И комментарии под диаграммами, с которыми так яростно полемизируют некоторые коллеги, принадлежат, конечно, не IDC, а "Логике бизнеса 2.0". Так что, обсуждая полученные цифры, спорьте по поводу их интерпретации с нами , а не с общепринятой методикой исследования рынка".