Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Gartner переформатировала рынок SES

Документооборот
мобильная версия
, Текст: Михаил Демидов
Аналитическая компания Gartner выпустила новый квадрант для определения рыночных позиций ключевых игроков на рынке социальных Enterprise 2.0-решений для СЭД за 2010 год. В списке лидеров – продукты IBM, Microsoft, Jive при полном отсутствии или уменьшении позиций других игроков.

Аналитики Gartner опубликовали обновленную версию "магического квадранта" для поставщиков Social Enterprise software по итогам 2010 года. В списке лидеров в нем значатся три компании – IBM, Jive, Microsoft, которые сохранили свое положение по сравнению с прошлым годом (за тем исключением, что IBM начала уступать Microsoft). В числе претендентов (Challengers) свои позиции сохранили Atlassian и Open Text. Основные изменения произошли в нижней половине квадранта, где размещаются "нишевые игроки" и "визионеры", в частности, из списка "визионеров" исчезла Google, а из "нишевых игроков" - EMC. Gartner отмечает, что она изменила в сторону ужесточения критерии включения компаний в исследование. Теперь в анкете-опроснике вендор обязан предоставлять не менее 4 отзывов из организаций, где состоялось внедрение его продукта на не менее 5000 рабочих мест, а пороговым критерием для выбора компаний для опроса является наличие не менее 15 клиентов и использование ПО на не менее 100 тыс рабочих мест. Российские игроки рынка СЭД, опрошенные CNews, в целом согласны с предложенной Gartner расстановкой рыночных сил, но отмечают, что ни одна из СЭД не может претендовать на включение в подобные исследования.

Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, замечает, что отрыв Microsoft от двух других конкурентов стал больше по причине выхода SharePoint 2010. По ее мнению, IBM удержалась в лидерах за счет роста установок продуктов Lotus Quickr and Lotus Connections на 34%, что достаточно ощутимо на столь высококонкурентном рынке. Она не считает, что отсутствие в квадранте EMC подразумевает, что этот игрок серьезно потерял свой вес на рынке, и связывает это с изменившимися требованиями и критериями оценки Gartner. Google, по ее словам, также не имела больших внедрений в корпоративном секторе. Тем не менее, считает госпожа Иванова, из этих компаний наибольшее влияние на отечественный рынок СЭД имеет Microsoft. "Много игроков из 2009 года, особенно "нишевых", вообще не отражены в квадрате 2010 года, а "визионеры" 2009 года вообще не отражены в новой версии 2010 (те, кто остался, в основном улучшили свои позиции).

Social Enterprise software-рынок 2010. Магический квадрат Gartner

Источник: Gartner, 2010

Кроме того, общее количество игроков на рынке ECM сократилось по сравнению с 2009 годом, картина стала более понятной, и в каждом из сегментов четче выделились основные компании", - считает представитель компании ЭОС.

Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", полагает, что критерии, по которым Gartner строит выборку пользователей для своего исследования, являются достаточно жесткими: "Современные средства Веб 2.0 рассчитаны на творческую часть сотрудников организации – тех, кто занят производством идей и знаний, а самих организаций, в которых 5 тысяч человек занимались бы креативной или творческой деятельностью, не так много. Поэтому применение такого критерии вместе с относительной новизной рынка может давать не совсем адекватный результат при формировании квадранта технологий Веб 2.0".

Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, полагает, что на исчезновение Google из списка "визионеров" повлияло закрытие проекта Google Wave, а ситуация с EMC объясняется невозможностью соответствия новым ограничениям. Рассуждая о гипотетических возможностях включения отечественных продуктов в исследования Gartner, эксперт заметил, что в список Enterprise Social Software не попадет ни один такой продукт, а в квадрант по СЭД в целом с некоторой долей вероятности могут попасть "БОСС-Референт" и ЭОС из расчета на внедрения на 5000 сотрудников у заказчика, желающего публично сообщать об этом. "Gartner анализирует мировой рынок, а мы работаем на региональном. Хотя Россия, конечно, и очень большой регион, но ни одна из наших СЭД сегодня не является игроком мирового рынка. Поэтому относительно второй части ограничения Gartner (15 внедрений у заказчиков, имеющих в сумме 100 тыс рабочих мест) уверенно предположу, что ни одна наша СЭД в эти требования не впишется".

Аналитики Gartner подчеркивают, что оценка того или иного решения для управления социальными СЭД, требует по-прежнему крайне взвешенного подхода к анализу реальных потребностей бизнеса и возможной, предоставляемых вендором.