Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Рынок СЭД 2015: хорошая функциональность может быть дешевой

Конференции Документооборот
мобильная версия

Внедрение систем электронного документооборота в России давно стало нормой для большого и среднего бизнеса. Дальнейший рост рынка возможен не за счет роста числа пользователей, а благодаря усовершенствованию функциональных возможностей систем. Это стало одной из основных тем обсуждения на конференции «Рынок СЭД 2015: новые тренды» 22 апреля 2015 г., которую провели CNews Conferences и CNews Analytics.

Алексей Трефилов: Бесплатные решения ассоциируются с бесплатным сыром

Алексей Трефилов, исполнительный директор ELMA, оценил риски использования решений западных вендоров и тенденции импортозамещения. Он также объяснил, почему считает СПО нежизнеспособным, и рассказал о решениях своей компании в сфере электронного документооборота.

CNews: Как вы оцениваете риски использования решений на платформе западных вендоров?

Алексей Трефилов: В последнее время очень много говорят о рисках использования западных технологий, - в частности, о рисках ценовой, лицензионной и технологической политики. Лично мне кажется, что многие из этих моментов не имеют такой остроты и несколько притянуты к текущим политическим трендам.

Однако из того, что реально сегодня и что было реально вчера, – отсутствие качественной поддержки и расстояние до вендора, а также некоторое несоответствие западных продуктов отечественным реалиям.

В связи с последними событиями эти вопросы становятся еще более острыми, и если на фоне растущего курса валют с ростом стоимости разовой закупки продукта еще можно смириться, мириться с непредсказуемой стоимостью поддержки решения в будущем будет сложнее. Более того, неясно, гарантируется ли эта поддержка вообще, ибо достоверно предсказать, как решатся политические вопросы мы, увы, не можем.

CNews: Можно ли говорить о тенеденции отказа от таких решений и перехода на СПО?

Алексей Трефилов: Тенденция активного импортозамещения однозначно наблюдается. Это не просто слова: к нам в последнее время с подобным вопросом обратилось огромное количество компаний. Любопытно, что в некоторых крупных организациях выделены специальные должности и даже небольшие отделы, которые заняты исключительно вопросом импортозамещения ПО – довелось пообщаться и с такими экзотическими специалистами.

Многие серьезные компании до недавнего времени игнорировали отечественный рынок, ориентируясь исключительно на «взрослые» известные западные продукты – их ждало серьезно открытие, что продукты стран СНГ готовы предстать достойной заменой привычным программным решениям.

Что касается СПО – мне этот вариант кажется нежизнеспособным. Разработка корпоративных систем управления – долгосрочное мероприятие для большой группы программистов-профессионалов. Высокая стоимость этих продуктов на рынке обоснована и сформирована не из воздуха. Бесплатные решения же ассоциируются с бесплатным сыром – в том или ином формате за них все равно придется заплатить. И хорошо, если это будет только дорогостоящая плата за поддержку и доработку продукта до нужного состояния, а не борьба с «сыростью» решения и прочими моментами. Любой взрослый человек понимает, что ни один относительно долгосрочный продукт не создается «просто так» или на исключительных альтруистических началах.

CNews: Какие решения предлагает ваша компания?

Алексей Трефилов: Система ELMA не является в привычном понимании системой документооборота: в основе нашего продукта ELMA ECM+ находится мощный BPM-движок.

Концентрация на бизнес-процессах позволяет уйти от неэффективной работы с документами как со свершившимся фактом (подход стандартных систем документооборота), и ориентирует компанию на качественные изменения. Концентрация на главном, то есть на причинах, позволяет качественно иначе построить работу организации.

CNews: Расскажите о самом интересном проекте в сфере внедрения СЭД.

Алексей Трефилов: Сложно выделить один проект. Много проектов, каждый интересен по-своему. Например, не так давно мы закончили внедрение ELMA в достаточно крупное оборонное предприятие страны. Ранее организация несколько лет пользовалась одной из наиболее популярных в нашей стране систем документооборота. Однако отсутствие гибкости классических решений документооборота требовало подстройки организации под программный продукт, что часто приводит к различным неудобствам. Заказчик нуждался не в «Канцелярии из коробки» – ему требовалась автоматизация процессов. В целом в проекте не было сверхъестественных задач, однако небольшие, но разумные пожелания заказчика выходили за рамки возможностей систем документооборота. Гибкость процессов, а также возможность интерфейсной подстройки под пожелания конечных пользователей позволили добиться результата, которого в организации ранее не смогли получить.